|
||
БОГ — ТВОРЕЦ ВСЕГО ВИДИМОГО И НЕВИДИМОГО Под невидимым миром христианство понимает нематериальный духовный мир, к которому принадлежат Ангелы. Видимый мир — это окружающее нас мироздание. Все нематериальное и материальное сотворено Богом из ничего. Когда заходит речь о Боге как Творце, обычно люди задают такие вопросы: «Для чего Бог сотворил мир? Из чего Бог сотворил мир? Как Бог сотворил мир?». Отвечая на первый вопрос, следует пояснить, что Всесовершенный Бог не нуждался и не нуждается ни в ком и ни в чем. Единственная цель, с которой Господь Бог сотворил мир, заключается в том, что, будучи бесконечно благ, Всевышний пожелал, чтобы появились и другие существа, которые сделались причастными Его благости. Прежде всего Бог сотворил все небесные Ангельские силы как песнопевцев Своей Божественной Славы. Ангелы — бесплотные духи, орудия Промысла Божия и вестники воли Господней. Они одарены разумом, волею, могуществом, незримо помогают людям в их духовной жизни. Ангельский мир представляет собой иерархию — девять чинов или воинств, из которых младшие чины подчиняются старшим. На страницах Св. Писания Ангелы изображаются обычно в тех или иных телесных образах (шестокрылатые, со многими очами, в образе людей и т. п.). Но это только их символические изображения. В действительности же они не имеют никаких чувственно-телесных образов. К невидимому миру принадлежат также и падшие ангелы — духи зла, бесы. Видимый мир был сотворен после мира невидимого. Венцом творения Божия является человек. Сообщая о творении человека, Св. Писание не говорит о нем как о биологическом феномене, но всецело задается вопросом его предназначения в этом мире как духовно-нравственного существа. Человек создан по образу и по подобию Божию. Высшее религиозное предназначение человека осмысливается только через единение человеческого естества с Богочеловеком Господом Исусом Христом. Итак, мир создан Богом исключительно по Его любви, более того, по преизбытку любви. Творец привел из небытия в бытие все Свое творение, чтобы и оно стало причастным блаженству Божественной любви. Теперь нас будет интересовать вопрос: «Из чего Бог сотворил мир?». Ответ здесь однозначен: из ничего. «Что было бы великого, если бы Бог создал мир из готовой материи? И у нас художник, получив от кого-либо вещество, формирует из него что угодно. Но могущество Бога в том и проявляется, что Он из ничего произвел все, что только пожелал», — замечает святитель Феофил Антиохийский. О том, что Богу не прилично было бы сотворить мир из готового вещества, Блаженный Феофилакт пишет: «Представлять, что Бог сформировал мир из готового вещества, — это значило бы приравнивать его творчество к человеческому искусству, которое всегда нуждается в каком-либо веществе (как, например, гончар нуждается в глине, строитель — в кирпиче и камне, плотник и кораблестроитель — в дереве, ткач — в шерсти, кожевник — в коже, живописец — в краске и т. п.), и не понимать разницы между человеком и Богом, не понимать того, что невозможно образу иметь все то, что имеет Первообраз». Некоторые древние еретики утверждали, что все существующее Бог сотворил из Своего естества, т. е. путем эманации — истечения творческой энергии Божества, и поэтому мир — это продолжение или порождение жизни Творца. Конечно, такое заблуждение никак не совместимо с христианским учением о Боге. Творец и творение имеют совершенно разную природу. Бог всесовершенен, свят, неизменяем. Тварная природа изменчива, подвержена нравственному падению. Против мысли о том, что Бог произвел мир из Самого Себя, св. Василий Великий пишет: «Творит Бог не телесными руками, но творит, не из Себя производя создания, а своею деятельностью приводя их в бытие, подобно тому, как человек, делающий что-либо руками, не из себя производит свое дело». Приведем высказывания и других Отцов Церкви на эту тему. Преп. Иоанн Дамаскин пишет:«Не из сущности Божией произошел тварный мир, а волей и силой Божией приведен из небытия в бытие... Рождение состоит в том, что из сущности рождающего происходит рождаемое, равное ему по сущности. Творение же и создание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего или созидающего, и, без всякого сомнения, не подобно ему по сущности». По мысли Блаженного Августина, «вселенная сотворена, а не породил ее Бог из Самого Себя, чтобы быть ей тем же, чем является Он Сам. Напротив, Он создал ее из ничего, чтобы не было равного ни Тому, Кем она создана, ни Сыну Его, через Которого создана... Из ничего Бог сотворил все, а из Самого Себя Он не сотворил, но родил равного Себе, Которого мы именуем Сыном Божиим». Поскольку мир создан из ничего, то до своего возникновения он никогда не существовал. Отсюда следует вывод: мир имеет начало. Мир создан не от вечности, но во времени. Правильнее сказать, мир создан вместе с возникновением времени. До сотворения мира никакого времени не было. Время (также как и пространство) является формой бытия существ и предметов, подлежащих переменам. Поэтому время не могло появиться прежде возникновения мира. Бог является Творцом не только мира, но и времени. Материалисты пытаются возражать против того, что мир возник из ничего, используя для этого закон сохранения энергии. Они говорят: из ничего ничто не возникает и ничто не исчезает бесследно. С материалистами нетрудно было бы согласиться, если в их утверждение добавить одно краткое уточнение «само собою». Ничто из ничего само собою не возникает. Ничто само собою не исчезает бесследно. Это действительно так. Но религия, верующие, когда говорят, что мир возник из ничего, не утверждают, что мир возник сам собою из ничего. Они утверждают, что мир сотворен Богом из ничего. Бог всемогущ, и Ему нисколько не трудно из ничего создать все видимое и невидимое. Использовать закон сохранения энергии (как и все другие известные в физике законы сохранения) для утверждения, что материя несотворима и неуничтожима, методологически неверно. Как Бог Творил мир, этого конечный разум постигнуть никогда не сможет. Самая незаурядная космогоническая система или оснащенная любыми экспериментальными и теоретическими данными теория эволюции, основы которой заложил Дарвин более ста лет назад, способны говорить о том, как Бог творил мир, не больше, чем слепой от рождения человек может, например, рассказать об удивительной красоте ночного неба, усыпанного звездами. Бог сотворил мир Своим разумом и премудростью. «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3, 19). Пытаться постигнуть то, как Господь создал мир, используя при этом наши сегодняшние знания о веществе, энергии, клетках, атомах, элементарных частицах, это куда более наивно, чем Вылепить из глины или пластилина фигурку человека и использовать ее в качестве анатомического экспоната. В деле творения мира участвовали все Лица Пресвятой Троицы. Эта мысль раскрывается во многих местах Св. Писания. В подтверждение того, что Бог Отец принимал участие в творении мира, можно привести такие свидетельства слова Божия. «У нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для него...» (I Кор. 8, 6). «Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и все, что в них!» (Деян. 4,24), — эти слова молитвы апостолов обращены к Богу Отцу. Участие Сына Божия в творении мира очевидно из следующих слов. «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1,16, 17), «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан. 1,3). О Боге Духе Святом, участвующем в сотворении мира, сказано: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33,4). Все творение вышло из рук Творца совершенным. В подтверждение этого можно привести слова автора книги Бытие, где он, повествуя о днях творения, многократно отмечает: «И увидел Бог, что это хорошо». В других местах Св. Библии также содержатся свидетельства о том, что Творец все устроил хорошо. В частности, св. апостол Павел пишет: «Ибо всякое творение Божие хорошо» (1 Тим. 4,4). |
||
|