|
||
СВОЙСТВА СУЩЕСТВА БОЖИЯ ВООБЩЕ Каков Бог в сущности, т. е. каково существо Божие познать нельзя не только человеку, но и Ангелам, ибо Бог «обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» (1 Тим. 6,16). Из Священного Писания известно, что Бог есть Дух вечный, вездесущий, всемогущий, всеведущий, неизменяемый, всеблагой, всеправедный, вседовольный, всеблаженный. Некоторые спрашивают: откуда появился Бог? Надо знать, что Бог — самобытен, т. е. имеет бытие от Себя Самого. Бог ни от кого не появлялся, ибо Он всегда был и всегда будет. Бог везде. Почему же тогда говорят, что Бог на Небесах или в храме? Действительно, Бог вездесущий. Но не везде Он в одинаковой степени проявляет Свое присутствие. На Небесах, где обитают блаженные Ангелы и прославленные Святые — в области бытия, коренным образом отличающейся от материальной вселенной, — Бог являет Свое неизреченное сияние и славу, наполняет всё Своею Божественною любовию. В храме присутствие Бога благодатно и таинственно. Оно познаваемо и ощущаемо верующими. О вездеприсутствии Божием многократно говорится в Св. Писании «Куда пойду от Духа Твоего, и от Лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты» (Псал. 138,7—8), «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? — говорит Господь, — Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иер. 23, 24), Бог неизменяем. Одним из неотъемлемых свойств Господа Бога является Его неизменяемость. Бог всегда пребывает один и тот же в Своем существе, в Своих свойствах, совершенствах, силах, действиях. Бог невещественен и поэтому в Его существе не может быть какого-либо приращения или убавления. Изменения могут быть или к лучшему, или худшему. Ничего такого не мыслимо быть в Боге, Который есть всесовершенный Дух. «Ибо Я — Господь, Я не изменяюсь» (Мал. 3, 6). Свойства ума и воли Божией. Господь имеет совершеннейший разум. Ум Всевышнего можно рассматривать с двух сторон: сам в себе — всеведение Божие — и в отношении к действиям Божиим — премудрость Господню. Бог всеведущ. Он знает все, причем знает все совершеннейшим образом. Всевышний знает все прошедшее, все настоящее, все будущее. Один только Бог знает Самого Себя. Он «исчисляет количество звезд; всех их называет именами их» (Псал. 146, 4), «Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его» (Притч. 5, 21), «Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали» (Псал. 138,2). «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Матф. 11, 27), «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» (1 Кор. 2, 11). Самосознание Бога есть знание Богом Своей сущности, причем это знание всегда полное и совершенное Человек познает мир, получая и обрабатывая впечатления извне. Бог ни в чем внешнем не нуждается. Он познает мир и все что в мире через Самого Себя. Поэтому в своем ведении Бог свободен от ограничений времени. Бог знает в будущем не только необходимое, но и все случайное и условное, что может произойти при тех или иных условиях. Знание Всевышним всех свободных действий каждого человека, которые совершатся в будущем, называется предвидением Божиим. Тот факт, что Господь предвидит будущее, не стесняет свободу воли человека. Ибо потому Бог предвидит будущее, что оно исполнится. Бог бесконечно премудр. Это означает, что Он совершеннейшим образом знает наилучшие средства для достижения наилучших целей. Премудрость Божия наглядна в целесообразном устройстве звезд, Солнца, Луны, планет, Земли, растительного и животного мира, наконец, человека. Бог премудростью Своею определил план домостроительства нашего спасения. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его» (Рим. 11, 33). «Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Псал. 103, 24), «Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3, 19). Переходя к вопросу о воле Господней, следует прежде всего указать, что воля Божия по существу своему безмерно свободна, по нравственному направлению — всесвятая, по силе — всемогущая. Воля Божия в своих определениях и действиях совершенно не зависит ни от чьей другой воли, ни от каких-либо сторонних побуждений. Будучи Сам для Себя законодатель, Бог живет на основании Своих собственных внутренних определений и совершеннейших идей Своего Разума. Воля Господня, обладающая высочайшей свободой, выражается во всех действиях Божиих, а именно: — в сотворении вселенной: «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Псал. 134, 6); — в Промысле Божием о мире и человеке: «...Всевышний владычествует над царством человеческим, и дает его, кому хочет» (Дан. 4, 14), «Не две ли малые птицы продаются за ассарий (мелкую монету)? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове сочтены» (Матф. 10, 29—30); — в искуплении и спасении человеческого рода: Господь Исус Христос «отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего» (Гал. 1,4); — в возрождении и освящении искупленных Кровью Христовой детей Божиих: «Восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатом Его созданий» (Иак. 1, 18). В древнее время находились философы, которые утверждали, что Бог сотворил мир не по Своей свободной воле, а в силу необходимости. Они учили, что Творец якобы не мог существовать без творения (из этого делалось заключение, что мир вечен и существует по отношению к Творцу не иначе, как тень по отношению к тому предмету, от которого она происходит). Среди языческих мудрецов и некоторых древних еретиков бытовало заблуждение, что Бог подчинен некоей судьбе. Подобные взгляды — нелепость и чушь. Бог в абсолютном смысле свободное Существо, не подлежит никакой необходимости. Свободная воля Божия направлена исключительно на высочайшее добро. Причем она не остается одними только благими пожеланиями, но всегда способна осуществлять желаемое добро. Это свойство Всевышнего раскрывает святость воли Божией, которая, в свою очередь, свидетельствует о Святости Бога. Бог является абсолютно святым и чистым от греха, и Он безмерно желает, чтобы и все люди были святы. «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш» (Лев. 19,2). Будучи Сам свят, даже, правильнее сказать, пресвят, Бог ненавидит зло и грех. «Мерзость пред Господом — путь нечестивого... Мерзость пред Господом — помышления злых» (Притч. 15, 9, 26). Грех, как пропасть, разделяет грешника и Бога. Святость Божия помогает человеку иметь правильное представление о грехе, трепетать и приходить в ужас от сознания греховности своего сердца. Ветхозаветный пророк Исайя, хотя и был человеком святым и праведным, но пришел в ужас от беззаконий своих, когда он увидел Святого Господа Саваофа в окружении Серафимов. Пророк воскликнул: «Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами... глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (Исайя 6, 5). Свобода и святость воли Божией неразрывно связаны с другим ее свойством — всемогуществом. Это свойство воли Господней выражается в неограниченной силе Бога все производить и над всем господствовать. В мире нет силы, способной противостоять Всевышнему. «Знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено» (Иов. 42,2), «Он речет, — и восстает бурный ветер... Он превращает бурю в тишину» (Псал. 106, 25, 29); «Горы трясутся пред Ним, и холмы тают, и земля колеблется пред лицем Его, и вселенная, и все живущие в ней» (Наум. 1, 5). Иногда говорят и такое: Бог не может грешить, не может сделать, чтобы, например, 5x5 не равнялось 25 и т. п. — значит Он не всемогущ. Кто так говорит, пусть знает, что всемогущество Господа Бога состоит не в том, чтобы делать все то, что придет в голову какому-либо глупцу или безумцу, а в том, чтобы делать все то, что не противоречит всесовершеннейшей природе Всевышнего. Нередко верующим задается и такой вопрос: «Как согласовать святость и всемогущество Бога с существованием зла в мире физическом, например, неурожаи, землетрясения, болезни и т. п. и зла в мире нравственном: войны, эксплуатация человека человеком, тирания и т. п.?». Неверующие часто недоумевают: «Если есть Бог, почему же Он не воспротивился планам того или иного тирана, причинившего непомерные страдания миллионам людей?». Следует иметь четкое понятие о том, что целью зла, допускаемого Богом в физическом мире, как, например, какое-либо стихийное бедствие или несчастье, постигающее человека, является нравственное исправление грешных людей и направление их воли к добру. Таким образом, это зло уже нельзя относить в прямом смысле к злу, ибо под личиной такого зла коренится благая цель. Что же касается нравственного зла, оно происходит не от Бога, а от злоупотребления человеком своей свободной волей. Бог, украсив человека свободою воли как одним из высших Своих естественных дарований, указывающих на образ Творца в нас, не хочет лишать человека этого дара. Если лишить человека свободы воли (другими словами, насильно заставить его не грешить), тогда теряет смысл стремление к нравственному добру, добродетели. Все мировые тираны, все палачи и убийцы не лишены свободной воли, величайшую ответственность за свои злодеяния несут они сами, а не Бог за них. Если бы жизнь человека кончалась только на земле и не имела своего бесконечного продолжения в загробном мире, тогда, конечно, можно было бы много задавать справедливых вопросов в связи со всей несправедливостью на земле. Но мы, верующие, знаем, что разгадка и развязка всех превратностей земной жизни будет в неземной жизни, и поэтому нисколько не смущаемся оттого, что, как говорится, до поры до времени зло торжествует на земле. Если Бог допустил кому-то умереть невинною смертью от рук злодея, по Его премудрым замыслам, такая мученическая кончина имела целью благо для вечной жизни этих людей — кому-то хоть частичное искупление греховной вины перед правосудием Господним, кого-то удостоить Вечного блаженства с сонмом святых угодников Божиих в Чертогах Небесного Царства. (Все зависит от духовной жизни конкретно каждого мученика). У Бога, конечно, много целей, с которыми Он допускает в то или иное время господство тирании на земле. Все эти цели сводятся к одной главной — всемерно содействовать вечному благу человеческих душ. Беспристрастный анализ всех трагедий, драм, катаклизмов человеческой истории убеждает, что все эти неурядицы и сумятицы Господь Бог использует, чтобы переплавлять грешные несовершенные души в горниле страданий и испытаний, подобно тому, как переплавляют серебро и золото для очищения их от примесей, ибо души наши многими скорбями очищаются от наслоений греха и облекаются в одежду святости для Вечной Жизни. Продолжая подраздел о свойствах воли Божией, следует остановиться на таком ее свойстве, как бесконечная благость. Под благостью Божией понимается желание сообщать и сообщение на самом деле Всевышним духовно-разумным существам (Ангелам, людям) столько блага, т. е. добра, сколько они способны принять его в зависимости от своего ограниченного тварного естества и духовно-нравственного состояния. Благость Божия имеет различные проявления, а отсюда — и наименования: благодать, милосердие, долготерпение, милость. Благодать Божия — дарование Господом благ тому, кто их не заслужил. «Благодатью вы спасены» (Еф. 2, 5). Милосердие Божие — помощь Господа бедствующим, скорбящим, страждущим. «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей» (2 Кор. 1,3—4). По словам святителя Иоанна Златоуста, «милосердие Божие и человеческое не равны между собою, а отличаются одно от другого, как зло от добра». Долготерпение Божие — ожидание покаяния грешника, снисхождение к нему, выражающееся в том, что Бог медлит с наказанием за грехи: «Господь долготерпелив и многомилостив» (Числ. 14,18). «Не злоупотребляй Божиим долготерпением, которым Он ведет тебя к покаянию», — увещевает нераскаянного грешника святитель Иоанн Златоуст. Милость Божия — уменьшение Господом наказания грешника за его грехи. «Бог являет Свою великую милость для того, чтобы ты освободился от грехов, а не для того, чтобы пребывал во грехах и прибавлял новые», — учит нас все тот же святитель Иоанн Златоуст. Теперь настал черед коснуться свойства воли Господней, свидетельствующего о том, что Бог является истинным и верным. Все. что открыл Бог человеку в Св. Писании, Он открыл истинно и достоверно, ибо Бог не может нас обманывать. Бог верен во всех своих обетованиях (обещаниях) и угрозах. «Слова Господни — слова чистые» (Псал. 11,7), «слово Твое есть истина» (Иоан. 17,17), «истинны пути Твои» (Откр. 15, 3), «истинны и праведны суды Твои» (Откр. 16 ,7). «Бог не человек, чтоб Ему лгать, и не сын человеческий, чтоб Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? Будет говорить и не исполнит?» (Числ. 23,19). «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Марк. 13, 31). Некоторые люди успокаивают себя тем, что, мол, милосердный Господь не накажет нераскаянных грешников вечным мучением в аду. Это очень опасное заблуждение. Бог верен во всех Своих угрозах. И поскольку Св. Писание многократно предупреждает каждого нераскаянного грешника, что его ожидает участь в адском пламени, значит так и будет. Воля Божия желает торжества правды и справедливости. «Господи Боже Израилев! Праведен Ты» (Ездр. 9, 15), «Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих» (Псал. 144, 17), «Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Псал. 10, 7). Господь Бог воздает как Ангелам, так и людям по их нравственным заслугам: добрых награждает, злых наказывает. В этом заключается правосудие Божие. Бог бесконечно правосуден. У некоторых людей возникает такой вопрос: «Как может благой Бог наказывать грешника? Как согласуется с правосудием Божиим бедствование праведников и благоденствие грешников на земле?». Господь наказывает за грехи не из чувства мести и гнева, а для нравственного исправления грешника. Наказывая грешника, Бог делает это из благих побуждений, поэтому Он не перестает быть благим. Правда Божия — правда благая. Поэтому, прощая, милуя грешника, Бог остается правосудным. Правосудие Господне не ограничено пределами земного бытия человека. Полное и окончательное воздаяние человеку за все его добрые или злые дела совершится в вечной жизни. Если же праведника Бог наказывает здесь, на земле, то поступает Он по правде, ибо, кроме Господа Исуса Христа, нет ни одного праведника совсем безгрешного. Чтобы Своего угодника избавить от наказания в будущей блаженной жизни, Господь наказывает его в этой жизни. Временное наказание праведника служит его очищению от грехов, страстей, пороков. И наоборот, грешнику Бог нередко посылает дни благие в этой скоротечной жизни, ибо знает Господь, что за гробом нераскаянного грешника ожидает вечное мучение, поэтому Господь хочет, чтобы за все их добрые дела, которые совершили грешники, они получили благое хотя бы в нынешнем веке. Бывает и так, что правосудие Божие предусматривает особо великим грешникам награды за какие-либо их добрые дела здесь, чтобы в потусторонней жизни воздать им за все их злое. Смотря на торжество зла и неправды в этом грешном мире, не будем забывать, что наступит тот день, когда зло и неправда прекратятся на земле, а добро и правда восторжествуют. Ни одно преступление заповедей Всевышнего не останется ненаказанным, если виновные в этом чистосердечно не раскаятся перед Богом. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1,9). Господь зрит и тех, кто поступает праведно, и тех, кто творит беззаконие. Святой и праведный Господь с отвращением смотрит на грех и беззаконие. «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его... Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника» (Псал. 10, 5, 7). С понятием правосудия Божия близко связано и понятие о гневе Божием. «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков» (Рим. 1, 18), «Господь есть Бог ревнитель и мститель; мститель Господь и страшен в гневе: мстит Господь врагам Своим и не пощадит противников Своих» (Наум. 1,2), «Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный. От гнева Его дрожит земля, и народы не могут выдержать негодования Его» (Иер. 10, 10). «Когда читаем о гневе или ярости Божией, — пишет преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, — мы должны представлять их не по подобию человеческого возмущения, но достойно Бога, Который чужд всякого возмущения. Под этим мы должны понимать, что Он — Судия и Отмститель за все неправедное в этом мире. Боясь воздаяния, мы должны опасаться делать что-нибудь против Его воли». Бог есть любовь. Из всех мировых религий только христианство ставит в центре своего учения любовь Верховного Существа. «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4, 16). Бог, в Которого веруют христиане, является высочайшим благодетелем, Он бесконечно благ, всегда пребывает в атмосфере добра и любви, по Своему естеству есть любовь. Никакой человеческий ум не способен постигнуть, тем более выразить, безграничную любовь Господню. Любовь Божия непостижима, как и Сам Бог. Эту мысль подтверждает преподобный Иоанн Лествичник: «Кто хочет говорить о Любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге. Решиться же говорить о Боге грешно и опасно для невнимательных». Объектом особой любви Божией является Исус Христос, Единородный Сын Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матф. 3, 17). Нам никогда не понять ту полноту, глубину, красоту блаженной любви, которая царит между Тремя Ипостасями Божества. Но нам дано знать, видеть, ощущать, что любовь Божия проявляется и по отношению ко всему творению Божию. (Хотя мы часто бываем слепы, чтобы увидеть эту любовь, несмышлены, чтобы осмыслить, уразуметь ее проявление по отношению и к нам самим, и ко всему вокруг нас). Любовь Божия является причиной бытия как Ангельских небесных чинов, так и мира физического вместе с населяющими землю людьми. Наивысшим проявлением Божией любви к грешному человечеству явилась жертвенная смерть Сына Божия на Голгофском Кресте. Бог явил Свою неизреченную любовь к роду человеческому в том, что послал на землю Своего Единородного Сына для нашего искупления и спасения. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3, 16). «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками... Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его» (Рим. 5, 8, 10). «Любовь Божия соединила небо с землею, — пишет св. Иоанн Златоуст, — Любовь Божия посадила человека на царский престол. Любовь Божия явила Бога на земле. Любовь Божия сделала Владыку рабом. Любовь Божия предала Возлюбленного за врагов, Сына за ненавистников, Владыку за рабов, Свободного за невольников. Но и этим она не ограничилась, а призвала нас к еще большему, не только освободила от прежнего зла, но и обещала нам даровать гораздо большее благо». Если бы Сыну Божию нужно было пойти на Крест, чтобы искупить не весь мир, а даже только одного человека, то и тогда Бог не счел бы недостойным такой жертвы. Такую мысль высказывает озаренный Духом Святым в своих богословских умозаключениях святитель Иоанн Златоуст. Любовь Божия — источник благости, она сделала душу человеческую невестой бессмертного Жениха — Христа, отложила время Суда над грешниками и неверующими, чтобы они успели покаяться и очиститься, открыла людям путь в Рай. Св. Писание уверяет детей Божиих, что Бог не изменит к ним Своей любви. «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то я не забуду тебя» (Исайя 49,15). Об этом же говорит и преподобный Ефрем Сирин: «Господь — истинный Друг; когда забывают о тебе и друзья, и братья твои, Он не забывает и не оставляет тебя, но пребывает с тобою». По сравнению святителя Иоанна Златоуста: «Любовь Божия так же отличается от любви родительской, как благость — от лукавства». Верных детей Божиих ничто не может отлучить от любви Божией. «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Исусе, Господе нашем» (Рим. 8, 38—39). Нередко многие люди удерживаются от греха, помня, что за всякий грех человека ожидает возмездие Божие и можно навеки оказаться в аду. Конечно, это хорошо, что страх перед адом останавливает грешника на его пагубном пути. Но, познавая любовь Божию к нам, постараемся и мы научиться так любить Господа, чтобы не страх, а наша ответная любовь удерживала нас от грехов. Эта любовь способна воздействовать на душу сильнее, чем адское пламя. Каждый нераскаянный грешник, все те, кто причисляют себя в разряд неверующих, все те, кто ведет ожесточенную борьбу с Богом, пусть знают, что только любовь Божия удерживает их от справедливого гнева Божия и дает им еще время для жизни, чтобы они прибегли к покаянию. «Ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших» (Евр. 3,7—8). |
||
|