ХРИСТИАНСКАЯ ВЕРА ПО ИЗЛОЖЕНИЮ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ


СИМВОЛ ВЕРЫ

Первого Вселенского Собора, Никейского

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого; - и во единого Господа Исуса Христа, Сына Божьего, единородного, рожденного от Отца, т. Е. из сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, Отцу единосущного чрез которого все произошло, как на небе, так и на земле, ради на с человеков и ради нашего спасения низшедшего, воплотившегося и вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, возшедшего на небеса, и грядущего судить живых и мертвых; - и в Духа Святого.

Говорящих же, что было время, когда не было (Сына), что Он не существовал до рождения, и произошел из не сущего, или утверждающих, что Сын Божий имеет битье от иного существа или сущности; или что Он создан, или изменяем, или приложим таковых предает анафеме кафолическая и апостольская Церковь.

СИМВОЛ ВЕРЫ

Второго Вселенского Собора, Константинопольского

Веруем в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца - неба и земли, всего видимого и невидимого. И в единого Господа Исуса Христа, Сына Божьего, единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, свет от света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, а не сотворенного, Отцу единосущного, чрез которого все произошло; - для нас человеков и для нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Девы Марии вочеловечившегося; - распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, - и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца, - и опять имеющего придти со славою - судить живых и мертвых, - Его же  царству нет конца.

И в Духа Святого, Господа истинного и животворящего, исходящего от Отца, вместе с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, изрекавшего через пророков. В единую святую и апостольскую Церковь; исповедуем одно крещение в отпущение грехов. Ожидаем воскресение мертвых, - и жизни будущего века. Аминь.

ДОГМАТ

Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского о двух естествах

в одном Лице Господа нашего Исуса Христа

Следуя святым Вселенским Соборам и святым и славным отцам, согласно определяя исповедуем, что Господь наш Исус Христос, истинный Бог наш, один от святой и единосущной и живоначальной Троицы, совершен в божестве, совершен также и в человечестве, поистине Бог и поистине  человек, состоящий из разумной души и тела, единосущен Отцу по божеству и единосущен нам по человечеству, по всему подобен нам кроме греха, прежде веков родился от Отца по божеству, а в последние дни для нас и для нашего спасения родился по человечеству от Святого Духа и Девы Марии, подлинно и поистине Богородицы, - что один и тот же Христос истинный единородный Сын, познаваемый в двух естествах неслитно, неизменно, неразлучно, нераздельно без уничтожения различия естеств ради соединения, а с сохранением особенности того и другого естества и сочетанием в одно лицо и одну ипостась, не расчленяемый или разделяемый на два лица, но один и тот же Сын единородный, Божье Слово,
Господь Исус Христос, как учили о нем издревле пророки, и научил нас сам Исус Христос, и как предал нам символ святых отцов.

ДОГМАТ

Шестого Вселенского Собора, Константинопольского о двух волях

и двух действиях в Господе нашем Исусе Христе

Проповедуем, согласно учению святых отцов, что в Нем два естественных хотения или воли нераздельно, неизменно,  неразлучно, неслитно, и две естественные воли не противоположные как говорили нечестивые еретики, да не будет, но человеческая Его воля уступает, не противоречит или противоборствует, а подчиняется божественной и всемогущей воле.

Как плоть Его называется и есть плоть Бога Слова, та и естественная воля Его плоти называется и есть собственная воля Бога слова, как сам Он говорит: «Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца» (Иоан.6:38), называл своею волею волю плоти, поелику и плоть стала Его собственной плотью. Как всесвятая и непорочная одушевленная Его плоть, будучи обожжена, не уничтожилась, но осталась в своем собственном месте и положении, так и Его человеческая воля, будучи обожжена, не уничтожилась, а сохранилась.

Утверждаем, что в одном и том же Господе нашем Исусе Христе, истинном Боге нашем, два естественных действия нераздельно, неизменно, неразлучно, неслитно, то есть, божественное действие и человеческое действие.

Мы признаем две естественные воли и действия, согласно сосчитавшиеся между собою, для спасения рода человеческого.

ДОГМАТ

Седьмого Вселенского Собора, Никейского о иконопочитании

Мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконные изображения; так как это согласно с историей евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании и мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической Церкви, - ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, - со всяким тщанием и осмотрительностью определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались для поклонения точно также, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или мозаичных плиточек, или из какого-либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находится в святых церквах Божьих на освященных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Исуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. – Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и возжигать пред ними свечи, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святых ангелов и других святынь и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности; потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ее первообразу и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть, в предании кафолической Церкви, в которой Евангелие преемственно переходило от одного отца к другому. Таким образом, мы следуем Павлу и всему сонму божественных апостолов и святых отцов, содержа принятые нами предания.

Итак, мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что-либо из того, что посвящено Церкви, будет ли то Евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно и дерзающие с хитростью и коварно  выдумывать что-либо для того, чтобы ниспровергнуть хоть какое-либо из находящихся в кафолической Церкви законных преданий, и наконец дерзающие давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, - определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы.

 

 

 

 

Hosted by uCoz