|
||
БОГ — НАШ ОСВЯТИТЕЛЬ Господь Исус Христос искупил Своею Кровью весь человеческий род. Это означает, что все люди получили возможность спасения. Но для спасения каждого человека необходимо его освящение. Под освящением следует понимать усвоение человеком спасительных заслуг Христовых. Говоря другими словами, освящение — такой процесс, в котором, при определенных условиях со стороны человека Бог очищает его от грехов, оправдывает и соделывает освященным и святым. В деле освящения человека участвуют все Три Лица Пресвятой Троицы: — Бог Отец: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал... Освяти их истиною Твоею» (Иоан. 17,11,17); — Бог Сын: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефес. 5,25—27); — Бог Дух Святой: «Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению» (2 Фес. 2,13). Дух Святой — Совершитель нашего освящения. Для уяснения христианского учения о Боге как нашем Освятителе необходимо раскрыть хотя бы в самых общих чертах три вопроса: 1. О благодати Божией как силе, освящающей человека; 2. О Церкви Божией как органе, через который совершается освящение верных последователей Христовых; 3. О Таинствах церковных как средствах, освящающих христианина. Начнем с вопроса о благодати Божией. Слово «благодать» употребляется в Св. Писании и в значении «благой дар» (любовь Божия к людям), и в значении «особенная Божественная сила», которая даруется душе человека и совершает в ней освящающее действие. Здесь нас будет интересовать второй смысл этого слова, а именно: благодать Божия как сверхъестественная спасительная сила Всевышнего — сила Духа Святого, которая даруется человеку ради искупительного подвига Господа Исуса Христа и совершает наше духовное возрождение, т. е. очищение от грехов, оправдание и освящение для наследия вечного блаженства в чертогах Небесного Отечества. На протяжении всей истории христианства возникали различные неверные учения о роли благодати Божией в деле нашего спасения. Так, в V веке появилась "ересь Пелагия, который учил, что первородный грех не повредил существенным образом природе человека, и поэтому люди способны устроить свое спасение собственными силами, не прибегая при этом к особенной Божественной помощи. С решительным опровержением заблуждения Пелагия выступил Блаженный Августин. Но при этом он впал в другую крайность и стал учить, что человек спасается исключительно только благодатью Божией без участия в этом своей свободной воли, которую он якобы полностью утратил в момент грехопадения, а грех стал господствующим началом в человеке. Блаженный Августин утверждал, что спасение человека находится в Божественной воле. Все люди согрешили, и поэтому все подлежат осуждению и погибели. Но по Своей воле Бог избрал некоторых людей ко спасению, поэтому спасаемые должны благодарить Всевышнего за их избрание, а неизбранные ко спасению не имеют права жаловаться, ибо они получают по заслугам. Несколькими веками позже появилось римо-католическое учение об оправдании и спасении человека. Согласно взглядам католиков, схожим с учением Пелагия, первородный грех не внес в природу человека особого расстройства, а только оскорбил Бога и лишил человека благодати Божией. Поэтому верующие могут через свои добрые дела заслужить себе у Всевышнего вечное спасение, отсюда следует, что спасение человек получает не по милости Господней, а как воздаяние за свои добрые дела. При этом, учат католики, некоторые святые угодники Божий совершили добрых дел намного больше, чем это необходимо для спасения. Преизбыточные добрые дела отдельных святых образуют церковную сокровищницу, из которой по милости верховного главы католической церкви — римского папы духовные подвиги одного человека могут быть вменяемы другому. В средние века немецкий богослов Лютер, пытаясь подорвать в корне учение католической церкви об оправдании и спасении, противопоставил ему учение о том, что для спасения человека добрые дела не составляют необходимого условия: человек оправдывается единственно только верою во Христа Спасителя. Учение Лютера об оправдании одною верою без добрых дел нашло свое дальнейшее развитие у реформаторов Цвингли и Кальвина, которые стали учить, как ранее учил и Блаженный Августин, о безусловном предопределении Богом людей: одних — ко спасению, других — на погибель. Это учение извращает понятие о правосудии и милосердии Божием, подрывает основы нравственности. Каков же истинный ответ на разбираемый нами вопрос о благодати Божией в деле оправдания и спасения человека? Правоверный взгляд на освящение человека благодатью Божией заключается в том, что благодать Божия со своими дарами идет навстречу свободной воле человека, доставляя человеку познание Божественной истины и наставляя его на путь богоугодной жизни, при этом нисколько не стесняя нашу свободу, но предоставляя ей выбор: повиноваться или не повиноваться благодати Всевышнего. Без благодати Божией грешник никогда бы, не уразумел и не почувствовал всю глубину своего греховного падения, не познал бы живущего в нем зла и не нашел бы в себе нравственной силы возненавидеть зло, полюбить добро и присоединиться к нему. Освящение человека — это одновременное действие и благодати Божией, и волеизъявления самого человека: «Обрати меня, и обращусь, ибо Ты Господь Бог мой» (Иер. 31,18), «Обратитесь ко Мне, говорит Господь Саваоф, и Я обращусь к вам» (Зах. 1,3). Тем не менее, в Священном Писании говорится о том, что Бог одних людей предопределил к вечной славе (смотри: Рим. 8,29—30), других — к вечному осуждению (Иуд. 1,4). Как это согласуется с тем, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2,4)? Бог, желающий спасения всем людям, от вечности предвидел, кто захочет, и кто не захочет воспользоваться Его благодатью и, исходя из этого, предопределил одних к вечному блаженству, других к вечному осуждению. То есть предопределение Божие согласуется с добрыми или злыми делами того или иного человека. Из Евангельского повествования (Матф. 15,31—46) о Страшном Суде при кончине мира известно, что Христос Спаситель, объявляя тогда приговор людям, скажет одним из них (добрым), что уготовал им от сложения мира Царство Небесное, а другим (злым, нераскаянным грешникам) огонь вечный — ад, потому что праведники будут достойными спасения, а грешники будут заслуживать вечного мучения. Значит, предопределение Божие основывается на предвидении Всевышним от вечности того, каким будет в дни своей земной жизни каждый человек. Первым условием со стороны человека для его освящения, и, следовательно, спасения, является вера в Бога, которая включает в себя непоколебимую уверенность в бытии Божием, знание христианских догматов Богопознания, в частности, осмысленное усвоение таких вопросов, как Бог — Троица, свойства Божии, Господь Исус Христос — наш Искупитель и Спаситель, усвоение многих других вероучительных истин христианства, полное доверие Священному Писанию как Откровению Бога о Себе Самом и Его планах и намерениях о мире и человеке. «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11,6), «Вера твоя спасла тебя» (Матф. 9,22), «Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Марк. 16,16), «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3,18). Кроме веры в Бога для освящения и спасения человека требуются от него еще и добрые дела. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «Веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2,14—26). В Нагорной проповеди Христос возвещает: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Матф. 7,21). На страницах Евангелия из уст Спасителя мы слышим: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоан. 14,21). Можно указать и другие места из слова Божия в подтверждение того, что для достижения вечного спасения человека необходимы его добрые дела. Приведем несколько высказываний св. апостола Павла в данной связи. «Не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2,13), «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Исусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Ефес. 2, 10), «...каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал...» (Ефес. 6, 8). Благодать Божия, необходимая для освящения человека-грешника, есть, хотя и невидимая, но действительная сила Божия, а поэтому должно быть какое-то хранилище благодати и вместе с тем видимое посредство, через которое эта невидимая сила Всевышнего сообщается людям. Таким хранилищем благодати и видимым посредством сообщения ее людям и является Церковь Христова. Учение о Церкви Христовой раскрывается в разделе богословия, называемом экклесиологией. Тема эта неисчерпаема. В настоящей же публикации содержится лишь краткое сообщение о самых главных вероучительных вопросах о Церкви Христовой. Прежде всего отметим, что слово «церковь» употребляется в разных значениях, и в самом обширном смысле слова под Церковью разумеется общество всех разумно-свободных существ, верующих в Господа Исуса Христа Спасителя нашего и соединенных с Ним, как с единой Главой Своей. В этом смысле к Церкви Христовой принадлежат все правоверные христиане, как ныне живущие на земле, так и скончавшиеся в истинной вере и святости, независимо от того, где и когда (до или после Рождества Христова) жили эти умершие. Ангелы Небесные, имеющие совершенную веру в Богочеловека Исуса, также принадлежат к Церкви Христовой. Одни члены Церкви Христовой живут на земле, другие — в обителях Отца Небесного. Существует определение Церкви Христовой и в более узком смысле, а именно как общества верующих, соединенных правой верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Церковь основана Господом Исусом Христом. Христос — Глава Церкви. Церковь Христова основана Сыном Божиим с тою целью, чтобы все, принадлежащие к ней, обретали в ее недрах спасение через усвоение плодов искупления или, говоря другими словами, цель, для которой основана Церковь, — освящение грешников, воссоединение их с Богом. Господь Исус Христос даровал Церкви Своей Божественное учение, учредил в ней трехчинную иерархию (епископов, пресвитеров, диаконов), установил святые Таинства. Члены Церкви совершают в ней различное служение важнейшим из которых является пастырское служение. Пастырское служение совершает иерархия Церкви. Иерархия представляет собою священноначалие — особую богоучрежденную общность людей, которых одних Господь уполномочил быть учителями, священнослужителями и духовными управителями паствы. Паства — это все миряне, имеющие веру в Господа Исуса Христа. Первая и высшая степень церковной иерархии — степень епископа. Епископ — главный учитель в Церкви Христовой, а также главный начальник, как над паствою, так и над пастырями (пресвитерами и диаконами). Совершение таких священнодействий, как рукоположение священников и диаконов, освящение Миро, антиминса, престола, предоставлены исключительно епископу. Епископ приемлет рукоположение от нескольких (как минимум двух) епископов. Право церковного суда над епископом принадлежит собору епископов. Старший епископ носит титул Архиепископа или Патриарха. Впрочем, все епископы по данной им от Бога благодати равны между собой, старший же из них имеет первенство чести, но не власти. Данная гармония между епископами отражена в 34 правиле св. Апостол: «Епископам всякого народа подобает знать первого в них, и признавать его как главу, и ничего превышающего их власть не творить без его рассуждения: творить же каждому только то, что касается до его епархии, и до мест к ней принадлежащих. Но и первый ничего да не творит без рассуждения всех. Ибо так будет единомыслие, и прославится Бог о Господе во Святом Духе, Отец, Сын и Святой Дух». Пресвитеры (священники) в таинстве хиротонии (рукоположения) получают власть учить верующий народ достижению Царства Небесного и священнодействовать для освящения паствы. Каждый пресвитер находится в подчинении своего епископа, подлежит его надзору и суду. Диаконы не имеют права совершать самостоятельно святые Таинства и другие церковные священнодействия, они только помогают епископам и священникам в совершении святых Таинств и других богослужебных чинов. Церковь Христова является единой, святой, соборной и апостольской. Эти ее свойства указаны в Символе веры. Церковь называется единой потому, что все ее члены составляют одно духовное тело, имеют одного Богочеловека Господа Исуса Христа, одушевляются одним Духом Святым, их объединяет одно Божественное учение и одни святые Таинства. Подобно тому, как между членами земной Церкви Божией имеется единство веры и любви, так точно земная Церковь находится в единстве с Церковью Небесной, поскольку обе Церкви имеют Единого Главу — Исуса Христа и находятся во взаимном общении между собою. «Да будут все едино, Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино, и да познает мир, что Ты послал Меня и возлюбил их, как возлюбил Меня» (Иоан. 17, 21—23). Церковь является святой, потому что Господь Исус Христос освятил ее Своим учением, молитвою, искупительными подвигами, святыми таинствами. «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Исуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефес. 2, 19—22). Святость Церкви не нарушается от того, что отдельные ее члены согрешают, ибо Глава Церкви — безмерный в Своей святости Господь Исус Христос и Его святостью освящается вся Церковь. Наглядным примером того, что грехи отдельных членов Церкви не способны оказывать препятствие церковному организму в деле освящения грешных людей ко спасению, может служить подобие, взятое из жизни дерева. Так, на дереве могут быть некоторые сухие ветви, но это совсем не мешает ему приносить плоды, если корень его неповрежден, способен всасывать из почвы воду и питательные вещества. Церковь является соборной, потому что она заключает в себе истинно верующих во Христа людей, независимо от места и времени их жизни, а также принадлежности к тому или иному народу, ибо Христос заповедовал апостолам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Марк. 16, 15). Св. апостол Павел пишет, что в Церкви Христовой «нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11). Церковь соборную иначе называют кафолическою или вселенскою. Церковь называется апостольской, поскольку она получила устройство от апостолов, ее учение покоится на проповеди апостолов, апостолы учредили в Церкви иерархию, которая до скончания века будет сохранять преемство даров Святого Духа. Вне Церкви Христовой нет спасения. Как во время всемирного потопа спаслись только те немногие люди, которые находились в Ноевом Ковчеге, так и от вечной погибели спасутся только те, которые вошли в Церковь Христову через дверь Св. Крещения и проводят свою жизнь в соответствии с законом и учением Церкви. Господь Исус Христос является Источником жизни всей Церкви, всегда пребывает в ней. Однако дары животворящей жизни Христовой распространяются от Главы Церкви по всему ее телу силою Святого Духа, Который есть невидимый непосредственный Правитель Церкви, если так можно сказать, Душа Церкви. Подобно тому как душа управляет всеми движениями тела, так и Дух Святой все проникает и всем управляет в Церкви. Дух Святей прививает членов Церкви как диких маслин ко Христу, вселяет в верных Христа, приносит верующим духовные плоды — любовь, кротость, долготерпение и другие. Третья Ипостась Пресвятой Троицы Бог Дух Святой поставляет священнослужителей — духовных пастырей пасти Церковь Христову. Церковь Христова является организмом, средой, где совершается освящение человека. Средствами же освящения человека через Духа Святого являются святые Таинства, которые еще называют церковными Таинствами. Святое Таинство — священнодействие, в котором под видимым знаком сообщается душе верующего невидимая благодать Божия. Во всех церковных Таинствах преподается спасительная благодать Св. Духа, но в каждом Таинстве подается верующему особый благодатный дар Богу. Поскольку душа человека соединена с телом, то духовное сообщается нам в св. Таинствах через чувственное, видимое. Существенной особенностью всех Таинств является неразрывная связь видимой и невидимой стороны в них. Каждое из Таинств церковных установлено Самим Господом Исусом Христом отчасти до Его воскресения, отчасти по Его воскресении в течение сорока дней, когда Спаситель являлся ученикам и беседовал с ними о Царстве Божием. Таинство действительно и благодать Божия сходит на человека, когда Таинство совершено правильно, т. е. совершено священнослужителем, имеющим на это законное право и власть, иначе говоря, правильно рукоположенным. Если священнослужитель рукоположен правильно, но ведет не совсем достойный образ жизни, это не отражается на действительности Таинства, личные недостатки священнослужителя — совершителя Таинства не препятствуют действию благодати Божией на человека, с верою и благоговением приступающего к принятию святого Таинства. Всех церковных Таинств семь: Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение, Священство, Брак, Елеосвящение (Соборование). Их число не может ни увеличиваться, ни уменьшаться, это число постоянно. Таинства следует отличать от обрядов — таких установленных в Церкви Христовой священнодействий, как например, благословение хлебов, пшеницы, вина и елея; освящение воды, домов и т. п. которые являются источником благодатного освящения человека, но при этом людям подается благодать Божия не с целью усвоения ими искупительных заслуг Христовых, а с целью призывания на человека вообще милости Всевышнего и Его благословения, что часто направлено на внешнюю жизнь и деятельность человека. Мы ограничимся лишь самым поверхностным изложением рассматриваемого вопроса, дав определение каждому из святых Таинств и указав благодатную силу, получаемую при этом верующими. Крещение — таинство, в котором уверовавший грешник, при троекратном погружении в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы: Бога Отца, Бога Сына, Бога Святого Духа — умирает для жизни плотской и греховной и рождается в новую духовную жизнь. Благодатная сила, преподаваемая в таинстве Крещения, есть духовное возрождение, т. е. второе рождение — рождение во Христе, когда человек перестает жить для себя и начинает жить для Христа и других людей. В таинстве Крещения человек очищается от грехов и усыновляется Богом, становится новым человеком, оправданным и освященным. Телесно человек рождается один раз. Подобно этому Крещение, если оно совершено правильно (через троекратное погружение священником), не повторяется, о чем и сказано в «Символе веры»: «исповедую едино Крещение во оставление грехов». Миропомазание — таинство, в котором верующему при помазании некоторых частей тела (чела (лба), очей, ушей, ноздрей, уст, персей (грудей), рук) священным Миром во имя Святого Духа преподаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни. Миропомазание завершает Крещение. В 50-й день по воскресении Христа Спасителя на апостолов сошел Дух Святой. Миропомазание — личная Пятидесятница (сошествие Святого Духа) для человека, вступающего в Церковь Христову. Покаяние — таинство, в котором исповедующий грехи свои Господу Богу перед священником, получает невидимое разрешение (прощение) грехов Самим Исусом Христом. Благодатная сила, подаваемая человеку в таинстве Покаяния, заключает в себе: — отпущение грехов и оправдание. «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Иоан. 20,23), — говорит Христос Своим ученикам, устанавливая таинство Покаяния, когда Он явился им по Своем воскресении; — примирение с Богом (Евангельский пример покаяния блудного сына, Лук. 15,11—24); — освобождение от вечного наказания за все беззакония и грехи человеческие, если человек чистосердечно в них раскается. (Евангельский пример покаяния мытаря — грешника Закхея, Лук. 19,1 — 10); — дарование надежды на вечное спасение (Евангельский пример обращения и покаяния разбойника на кресте, которому Спаситель сказал: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в Раю» (Лук. 23,43). Покаяние грешника должно быть искренним и истинным, что означает глубокое сокрушение о грехах, ненависть и презрение к совершенным грехам, твердое желание никогда больше не повторять грехов, в которых человек раскаивается. После Исповеди духовный отец налагает на кающегося епитимию — своего рода духовное послушание, служащее исправлению, духовному врачеванию кающегося. Епитимия налагается не с той целью, чтобы выполнением ее грешник удовлетворил Правосудие Божке за свои грехи, ибо такое удовлетворение за грехи всех людей дано в искупительной жертве Христовой. Цель епитимии — помочь грешнику освободиться от тяжких оков греховного бремени, которые сковывают его. Вопросу об епитимиях посвящены многочисленные правила отдельных Отцов Церкви (Св. Василия Великого, Григория Нисского и других), а также ряд постановлений Вселенских и Поместных Соборов. Чем более усердно человек выполняет епитимию, тем быстрее он отвыкает от своих греховных склонностей и приобретает противоположный навык к христианским добродетелям. По учению Церкви, без выполнения установленной духовным отцом на Исповеди епитимии нет прощения грехов. Причащение (Евхаристия) — таинство, в котором христианин под видом хлеба и вина причащается Истинного Тела и Истинной Крови нашего Господа и Спасителя Исуса Христа для вечной жизни. Достойно причащаясь Тела и Крови Христовых, мы принимаем в Себя Самого Господа Исуса Христа, соединяемся с Ним так, что Он вселяется в нас. Это Таинство заключает в себе чудотворную целительную силу для уязвленной и умерщвленной грехом человеческой души, которую оно исцеляет и воскрешает. Через Причащение Святых Тайн христианин духовно питается от самой жизни Божией для преуспевания в жизни духовной, принимает в себя нетленный залог вечной жизни, о чем свидетельствует Сын Божий в следующих словах: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6,54). В таинстве Причащения завершается дело искупления человеческого рода, начатое с воплощения Сына Божия, когда Он воспринял от Пресвятой Богородицы человеческую Плоть и Кровь, именно через принятие в себя этого самого Тела и Крови Господней верующие возвышаются до теснейшего единения с Богом. Если в других святых Таинствах верующие принимают дары спасительной благодати Божией, то в таинстве Евхаристии Господь предлагает Себя Самого — Свое Тело и Свою Кровь — в пищу христианам. Это самое таинственное, непостижимое и спасительное из всех Таинств, ибо в нем пшеничный хлеб и виноградное вино чудесным образом — силою Святого Духа — прилагаются в Истинное Тело и Истинную Кровью Богочеловека Исуса Христа. Для того, чтобы достойно принять Св. Причащение, необходимо приготовить себя к этому великому таинству постом, молитвой, очищением совести через чистосердечное раскаянье во грехах на Исповеди. Священство — таинство, в котором Дух Святой, через возложение рук епископа, поставляет правильно избранного кандидата во священнослужителя для совершения богослужений и Таинств, духовного наставления и управления верующего народа к благочестивому образу жизни для достижения вечного спасения. Назначение священства — быть проповедником и раздаятелем благодатных даров Святого Духа, которыми обладает Церковь Христова. Таинство священства имеет три степени: епископство, пресвитерство, диаконство. Посвящение человека в каждую из степеней священства называется рукоположением (по-гречески: хиротонией). Брак — таинство, в котором, при добровольном обещании пред священником и Церковью мужчиной и женщиной взаимной их любви и супружеской верности до конца жизни, благословляется их семейный союз по образу духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им у Бога благословение для рождения и воспитания детей. Брачный союз не является необходимым для каждого человека. Девственное состояние человека, когда он, сохраняя свою нравственную чистоту, отказывается от вступления в брак, чтобы посвятить себя на служение Богу и людям, по христианскому учению, почитается выше супружества. Елеосвящение (Соборование) — таинство, в котором, при помазании епископами или священниками болящего освященным елеем, призывается на него вместе с Церковью благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. По древней церковной традиции это Таинство положено совершать семи иереям, чем показывается забота всей Церкви о болящих; нужды же ради Елеосвящение может совершаться меньшим числом иереев, и даже одним. В таинстве Елеосвящения отпускаются преимущественно забытые грехи, которые человек не может вспомнить, но имеет желание исповедать их Богу перед духовным отцом. Существует неверное мнение, что Елеосвящение — таинство, напутствующее человека в загробный мир. Нет, Таинство это установлено в Церкви Христовой для исцеления больных, и поэтому его скорее можно отнести к разряду духовных средств, используемых Церковью для напутствия болящих к выздоровлению. На этом мы закончим изложение христианского вероучения о святых Таинствах, вместе с чем заканчивается и подраздел о Боге как нашем Освятителе. Тема эта исключительно важна для духовной жизни христианина, тем не менее, не все верующие имеют правильные представления об этом вопросе. Хочется надеяться, что данный подраздел внесет свою лепту в формирование христианского мировоззрения многих верующих. |
||
|