|
||
БОГ — ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА Будучи бесконечно благ, Бог не может не проявлять попечения о нуждах Своих созданий. Для Бога нет ни малейшего труда проявлять это попечение о мире, поскольку Он всемогущ. Вездесущее Всевышнего, что означает присутствие Бога повсюду в мире, позволяет Господу непосредственно видеть состояние и потребности Его творений и в силу этого проявлять деятельное попечение об их благоустроении. Попечение Господа о мире называют промышлением Божиим или Промыслом Божиим. Встречается и другое название: Провидение. Смысл же остается один и тот же при любом из этих названий. Промысл Божий можно определить как неослабное действие всемогущества и премудрости всеблагого Бога с целью: — сохранять бытие и силы тварей, всего творения; — направлять все творение Божие к благим целям, для которых оно создано; — оказывать помощь и содействие всему доброму в мире; — пресекать зло или обращать его в добрые последствия. «Мы должны веровать, — убеждает нас святитель Григорий Богослов, — что есть Промысл, все содержащий и все связывающий в мире. Ибо тем существам, которым необходим Творец, необходим и Промыслитель, иначе мир, носимый случаем, как корабль вихрем, должен был бы мгновенно разрушиться в первоначальный хаос из-за беспорядочных движений вещества». А по мысли Блаженного Августина, если бы Бог Вседержитель «когда-либо перестал управлять тварями, они сразу перестали бы существовать, и погибла бы вся природа». И это вполне понятно. Мир создан из ничего, и не будь Промысла Божия, в мире не только не смог бы сохраниться наблюдаемый нами великолепный порядок, но все миробытие обратилось бы в небытие. Безумцы отрицают Промысл Божий. Каждый же благоразумный человек обнаруживает Провидение Господне везде и повсюду. Оно, прежде всего, обнаруживается в сохранении вселенной и всего творения. Убедительно говорит о промыслительной деятельности Бога в отношении всех тварей псалом 103. Промышление Всевышнего о человеке находит свое выражение в псалме 90. Действия Промысла Божия весьма многогранны. Кроме ранее указанных, назовем и другие действия промыслительной руки Господней, хотя, конечно, наш перечень лишь частично изображает деятельность Провидения. По Своему Промыслу Господь: — удовлетворяет нужды Божиих творений: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5, 7); — владычествует над народами и правителями стран: «Существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1), «Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в народах, превознесен на земле» (Псал. 45, 11), «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вельможи, и все судьи земли» (Притч. 8,15—16); — производит Свой суд над народами: «Умножает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пути: ощупью ходят они во тьме без света и шатаются, как пьяные» (Иов. 12, 23—25); — направляет ход всех событий: «В полу бросается жребий, но все решение его — от Господа» (Притч. 16, 33), «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач. 3, 38); — дает человеку жизнь и отнимает ее: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32, 39), «Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Псал. 67, 3); — исполняет Свои обетования и угрозы: «Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (Ис. Нав. 21, 45), «Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им (израильтянам, ставшим поклоняться идолам) во зло, как говорил им Господь и как клялся им Господь» (Суд. 2, 15), «Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбывалось» (Исайя. 48, 3); — обращает зло в добро: «Но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благословение тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя» (Втор. 23, 5), «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (Филип. 1, 12—14). Господь Бог печется о всем творении, но особенно о членах Своей Церкви — о верующем народе. «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис. 46, 4). «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Матф. 6, 26). «Он (Господь) владычествует и над идолопоклонниками, и над отрицающими Его еретиками, но терпит их по великому Своему снисхождению. Владычествует и над диаволом, но и его терпит — терпит не по слабости, как если бы побеждаем был им... О, всемудрое Божие Провидение! Даже злую волю оно обращает в средство к спасению верующих... И диаволу попустило вести брань против людей, чтобы победители удостоились венцов и чтобы диавол, побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению», — пишет святитель Кирилл Иерусалимский. Промысл Божий простирается на все. «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих» (Псал. 32, 13), «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4, 13). Каждое промыслительное деяние Всевышнего исполнено благости: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15, 3), «Все пути Господни — милость и истина к хранящим завет Его и откровения Его» (Псал. 24, 10). Не следует приходить в смущение от того, что нам часто бывают непонятны пути Промысла Божия. В свое время премудрый Соломон, недоумевая, писал: «Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Екл. 8, 14). Своим крохотным разумом человеку не постигнуть Промысл Господень. «Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55, 9), «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11, 33—34). В зависимости от сферы промышления Всевышнего, Его Промысл можно определять или как Промысл общий, или как Промысл частный. Общий Промысл Господень простирается на всю вселенную, на все творение, на все существа. Частный же Промысл Бога есть попечение Божие о каждом существе в отдельности. Промысл Всевышнего не нарушает свободы духовных существ. Однажды даровав нравственным существам свободу воли, Господь не желает отнимать у них эту свободу. Бог не стесняет свободу духовных существ и тогда, когда Он оказывает им помощь в достижении добродетели, ибо выбор добра они сделали сами, и тем более тогда, когда разумные создания совершают злые поступки, ибо это они осуществляют без помощи Божией. В деле промышления, подобно тому, как и в творении, участвуют все Лица Пресвятой Троицы. Отец Небесный «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5, 45). «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Матф. 6, 26). В промышлении Сына Божия о мире можно убедиться из следующих слов Спасителя! «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5, 17). Автор послания к Евреям так изображает промыслительные деяния Второй Ипостаси Божества: «...держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших» (Евр. 1, 3). В яркой поэтической форме псалмопевец описывает промышление Духа Святого об окружающем нас мироздании. «Все они (твари) от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — умирают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются. И Ты обновляешь лице земли» (Псал. 103, 27—30). О промышлении Духа Святого о человеке сказано в слове Божием такими словами: «Каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же духом; иному вера, тем же Духом; иному Дары исцелений, тем же духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 7—10). Знание того факта, что вся жизнь наша находится под водительством и попечением Триединого Бога обязывает нас славословить и благодарить Творца за Его чудный Промысл, возлагать надежду и упование на Всевышнего при всех обстоятельствах жизни и особенно тогда, когда нас постигают тяжкие скорби, беды, напасти, искушения. При этом надо непоколебимо верить, что все, что случается с нами, Господь допускает, имея в конечном итоге благо для нас. Подобно тому, как Господь Бог промышляет о всем творении, и мы должны благодетельствовать всем людям, включая и тех, кто причиняет нам зло, обиды, неприятности. |
||
|