ОБЩИНА В поселке УРСК

XVII век, исполненный трагедией, слез и отчаяния, расчленил душу русского народа. “Благодаря” амбициям властолюбивого патриарха Никона Русь погрузилась во мрак многолетней братоубийственной брани. Во всей своей безобразной дикости явился русский Раскол. Запылали сотни костров, засверкали над плахами кровавые топоры, призывая своим лязгом к повиновению тех, кто желал сохранить дорогую их сердцу веру от посягательств самолюбивых реформаторов.

Бесконечные вереницы поборников старой веры потянулись во все отдаленные уголки Русского царства, спасаясь от геноцида светской власти.

Многие из древлеправославных христиан нашли себе убежище на обширных просторах Сибири. Сибирь стала их новым домом, оплотом поруганной от инородцев и малодушных церковных князей отеческой веры.

В 1720-х годах немалое количество древлеправославных христиан поселилось на Алтае. В основном это были переселенцы с легендарного Керженца – духовной цитадели Древлеправославия.

Сведения о жизни наших христиан на Алтае в 18 веке весьма скудны. Однако известно, что в 1740-х годах наши христиане окормлялись священниками отцом Евфимием Ивановым жившем в лесной пустыне на острове расположенном на реке Чумыш в 60 км от Белоярской слободы и отцом Иоанном Вакурдаевым жившем в лесу на реке Усть-Чарыш.

Положение наших христиан в то время было тяжелым.

Тех, кто жил открыто обложили двойным налогом (окладом), подвергали всяческим притеснениям и издевательствам так, например, за ношение одежды старорусского покроя увольняли с работы, а если у кого находили старопечатные книги, то посредством специальных инквизиторов их отбирали и передавали в Духовную Консисторию.

Тех, кто тайно жил в лесах сыскивали и, конфисковав имущество, ссылали на каторжные работы.

В 1750 году горнозаводское начальство (католики Иоанн Самоэль Христиани и Андрей Беэр) выпустили указ о поимке древлеправославного духовенства и мирян, живущих по рекам Чумыш и Усть-Чарыш. Поиски были поручены капитану Щетневу с «пристойным конвоем». В том же году из Тобольской консистории в Барнаул поступила промемория с таким же требованием. Но никаким демонским козням не удалось угасить пламя Древлеправославной веры.

В 1871 г. в селе Каменка Среднекрасиловской волости древлеправославные христиане построили храм, с чего непосредственно и началось существование нашей общины.

Окрестности села Каменка

На протяжении многих лет община не имела  постоянного священника, но окормлялась древлеправославным духовенством, приезжавшим по временам из-за Урала.

Так в начале ХХ века в общину для совершения духовных треб приехал нижегородский священник о. Филипп Петрин. Под руководством и при непосредственном участии о. Филиппа христиане устроили в своем храме алтарь и иконостас. В алтаре был положен привезенный о. Филиппом антиминс, что дало возможность совершать в храме Божественную Литургию. Батюшке понравилось в общине, и он даже выразил свое желание остаться в ней на постоянное служение, однако его намеренье, к сожалению, не осуществилось, и паства Христова вновь осталась на долгое время без постоянного пастыря.

Естественно наши христиане не довольствовались таким печальным положением и постоянно прикладывали усилия к тому, чтобы возглавить свое общество постоянным священником, однако в годы церковного вдовства это, к сожалению, так и не случилось.

Лишь в октябре 1927 года, уже после восстановления в Древлеправославной Церкви епископского чина, в нашу общину Архиепископом Николой (Поздневым) был направлен на постоянное служение священник о. Симеон Филиппович Антонов[1]. Отец Симеон был талантливый самоучка, Господь наделил его примечательным талантом – батюшка знал 11 языков, и до революции работал в Баку переводчиком у нефтепромышленника Шибаева. При этом происхождения он был незнатного и образования специального практически не имел.

Отец Симеон Антонов со своей семьей

Увы, отец Симеон не долго совершал свое пастырское служение. В 1930 году безбожники, сеющие по всей стране страдания и скорби обратили свой взор на нашу общину. 29 января у отца Симеона был произведен обыск, большая группа христиан возмущенных таким произволом по отношению к своему пастырю собралась к церкви и не позволила арестовать батюшку и производить обыск в храме. Безбожники, испугавшись справедливого гнева, в страхе бежали, однако не надолго, в этот же день они смогли арестовать священника, который подобно своему Небесному Учителю не бежал, но смиренно пошел на заклание. Ему было предъявлено обвинение «в проведении антисоветской агитации, направленной на свержение существующего строя, против коллективизации и хлебозаготовок».

1 марта 1930 года отцу Симеону Особой Тройкой ПП ОГПУ по СК по статье 58-10 ч. 2 был вынесен смертный приговор. А 8 марта в 19 часов 20 минут отец Симеон был расстрелян в подвале Барнаульской тюрьмы[2].

Нельзя передать насколько скорбной для наших христиан была потеря пастыря доброго, однако Христос вскоре утер слезу с глаз их, даровав общине нового настоятеля.

Вскоре после мученической кончины о. Симеона в общину был прислан новый священник – отец Максим Климентьевич Коркин. Отец Максим, так же полюбился нашим христианам, ибо был человеком глубоко верующим и самозабвенно преданным Христовой Церкви. Тот факт, что он принял священный сан в то время, когда это было равнозначно смертному приговору, сам по себе уже высоко характеризует этого человека. И действительно чаша мучений не миновала и этого соработника Божьего.  В сентябре 1937 года отец Максим был арестован и подвергнут жестоким пыткам. Безбожники жестоко избивали его, изувечив все тело. 21 сентября того же года по статье 58-2-11 УК РСФСР постановлением Тройки УНКВД Алтайского края отец Максим был приговорен к расстрелу…[3]

Отец Максим Коркин со своей семьей

В том же году храм у наших христиан был отобран и обращен в клуб.

Примечательна история, связанная с разорением храма. Когда безбожники решили снять с купола храма крест, то из всего села не нашлось ни одного человека, который бы согласился совершить это кощунство. Тогда председатель колхоза заставил сделать это своего сына. Когда рука кощунника дерзко простерлась к Кресту Господню, то Бог поразил его карой подобно, как в древности Озу (2Цар.6:6-7). Ноги  крестоборца подкосились и суставы неестественно вывернулись. Безбожник беспомощно пал на землю. Поскольку не по своей инициативе свершил он сие кощунство, то Бог сохранил ему жизнь, однако навсегда этот человек остался несчастным калекой. Во всем с ним произошедшем он обвинил своего отца, проклиная его во все дни жалкой жизни своей.   

И помянули тогда наши христиане слова Спасителя: «Когда же увидите мерзость запустения, реченную пророком Даниилом, стоящую, где не должно, -- читающий да разумеет, -- тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы» (Мар.13:14). И оставили они обжитые места, убегая от ужасов коллективизации и тотального истребления верующих.

Большинство христиан нашей общины переселилось в Урск[4] - новый притаежный поселок в Кузбассе расположенный в 60 км от с. Каменки, где государство развернуло масштабную добычу золота и на счету был каждый человек. Таким образом, притеснения здесь верующих были не так сильны, как на Алтае и в истории нашей общины открылась новая страница…

Урск с вершины горы Копна

В то время духовным лидером общины был Евсегней Феоктистович Самарцев, человек высокой нравственности, весьма трудолюбивый и беззаветно преданный христианской вере. Он был душой христианского общества, даже теперь, когда этот человек давно умер, единоверцы хранят теплую память о нем.

Духовная ревность и молитвенность Евсегнея Феоктистовича была замечена древлеправославным священноначалием, и он был рукоположен в священнический сан. 1948 год ознаменовался для нашей общины огромной радостью – они обрели пастыря и полноту христианского богослужения, однако радость многострадальных староверов снова была недолгой. Властям пришлось не по душе священническое посвящение отца Евсегнея, и вскоре от него потребовали незамедлительно покинуть поселок. Он уехал в один из древлеправославных приходов Башкирии, но связь его с урскими единоверцами окончательно не прервалась – по временам он навещал их, удовлетворяя духовные нужды.

Священноинок Евсевий Самарцев с христианами нашей общины

Древлеправославные христиане, привыкшие за столетия к притеснениям, унижениям и обидам, мужественно перенесли и этот удар. Они не пали духом, не отчаялись, но неизменные в твердости своей продолжали совершать по домам регулярные богослужения.

В 1953 году отец Евсегней, а точнее к тому времени принявший монашеский постриг священноинок Евсевий, был возведен на высшую иерархическую ступень Церкви, Бог судил ему быть епископом Белебеевским и Белорецким. Но даже епископский сан не прервал его духовной связи с урскими староверами, не взирая на все трудности, владыка Евсевий продолжал окормлять свою сибирскую паству до тех пор, пока пошатнувшееся здоровье и скорая за тем кончина в 1968 году не разделил их.

После владыки Евсевия целый ряд священнослужителей на протяжении многих лет приезжал в Урск, дабы совершать древлеправославным христианам все необходимые требы. Среди них еп. Камышинский Иона (Изюмов), прот. Полиект Ефимов, прот. Петр Онуфриенко.

Приезды священников всегда держались в глубокой тайне, часто служение совершалось ночью, ибо светская власть всячески преследовала духовенство, пытаясь сломить в дрелеправосланых христианах столь дорогую им веру. Даже для молитвы христиане не собирались открыто, избегая преследований. В домах, где совершалось богослужение, всячески занавешивались окна, христиане стекались на службу в глубокой тайне. Безусловно, что вся эта наивная конспирация была известна властям, однако Бог удерживал их руку от конечного истребления христиан.

Шли годы. Советское государство, подточенное внутренним бюрократизмом и формализмом, рухнуло, и на просторы России вырвался дух свободы. Повсюду стали образовываться христианские общины, строиться храмы. Не остались в стороне от этих событий и урские староверы. В 1992 году, вдохновляемые протоиерем о. Петром Онуфриенко, они стали созидать свой храм. Строительство продвигалось медленно, ибо совершалось оно в основном на средства и руками самих христиан.

Весна 1997 года

Одновременно с возведением храма христиане пытались воплотить свою давнюю мечту – духовно окормляться постоянным священником. Они писали письма с соответствующими прошениями священноначалию Древлеправославной Церкви, неоднократно посылали просителей, и вот, наконец-то, в 1996 году долгие хлопоты наших староверов увенчались успехом. Указом предстоятеля Древлеправославной Церкви Архиепископа Аристарха студент Высшего Духовного Училища Русской Древлеправославной Церкви А.В. Марченко был рукоположен в священнический сан и назначен настоятелем строящегося в Урске древлеправославного храма.

В июле 1996 года, через несколько дней после приезда отца Андрея, в ветхом приспособленном для молитвы помещении совершилась долгожданная Божественная Литургия, ознаменовав в жизни христиан нашей общины восстановление и обновление духовной жизни со всей полнотой церковных таинств.

 

Строим храм своими руками

Зимой 2001 года произошло второе знаменательное событие – Архиепископом Александром (Калининым) в Урске был освящен новый просторный храм в честь собора св. архангела Михаила и святых небесных сил бесплотных. Вместе с урскими староверами это радостное событие праздновали еще многие рассеянные по Кузбассу и за его пределами древлеправославные христиане, ибо каждый из них также вложил в созидание храма частичку своей души.

После освящения

Рождественский утренник

Патриарх Александр в окружении урских христиан

Праздничный Агап в приходской трапезной


[1] Отец Симеон был рукоположен Архиепископом Николой в 1925 году.
[2] 16 января 1989 года о. С.Ф. Антонов был реабилитирован.
[3] 11 июня 1959 года о. М.К. Коркин был реабилитирован.
[4] В то время поселок носил название Барит.

 

 
 

 
Hosted by uCoz