|
||
ОБЩИНА ГОРОДА САМАРЫ
Древлеправославные христиане изначально во множестве проживали на территории Самарского Поволжья. Объяснялось это не в последнюю очередь тем, что в тех местах в конце XVIII – первой трети XIX в.в. находился один из духовных Древлеправославных центров – Иргизские монастыри. Именно на Иргизе сложилась практика приема священников из господствующей церкви через миропомазание, т.н. «иргизская исправа». Поэтому земли вдоль рек Большой и Малый Иргиз были привлекательны для староверов-поповцев. Сюда переселялись не только выходцы из Польши, но и старообрядцы из южных и центральных губернии России, из Малороссии. Долгое время у самарских христиан не было помещения для совершения общественного богослужения. По этой причине в общине не было и постоянного священника. Для исполнения духовных треб в Самару приезжали священнослужители из других приходов Самарской губернии. Так в 1870-х годах самарскую общину обслуживал о. Симеон Лебедев из г. Николаевка. После него отец Василий Иванович Горизонтов (умер около 1886 года). В конце 1887 года в Самару для постоянного служения переехал о. Иоанн Гаврилович Люцернов, который впрочем, в скором времени скончался. После его смерти, 8 июля 1888 года, и до 1900 года самарская община была официально приписана к г.Хвалынску Саратовской губернии и окормлялась хвалынскими священниками. Не смотря на отсутствие настоятеля, община была все же крепкой, имела незаурядных начетчиков, способных вести собеседования о вере с самыми именитыми миссионерами. Так, в 90-е г.г. XIX века особым авторитетом среди самарских христиан пользовался член общины, самарский мещанин Жачкин. Он был постоянным участником публичных собеседований с епархиальным миссионером Дмитрием Орловым – одним из наиболее ярких защитников господствующей церкви в епархии. Тем не менее, начетчик Жачкин не уступал Д.Орлову, и потому местные старообрядцы разных согласий всегда приглашали его на публичные собеседования. Ничуть не смутил самарского начетчика известный по всей России синодальный миссионер Ксенофонт Крючков, который проводил публичные собеседования в Самаре в марте-апреле 1889 года. И на этих собеседованиях Жачкин, который, по выражению «Самарских епархиальных ведомостей», выдавался из среды своих собратьев умением ясно и последовательно излагать свои доводы, а также упорством в отстаивании своих убеждений, был «главным возражателем» синодального миссионера. «Самарские епархиальные ведомости» указывают, что помимо Жачкина в прениях принимали участие древлеправославный начетчик Семен Егорович и уставщик «молодых еще лет, по видимому фанатически преданный своему обществу». Благодаря этим ярким представителям старообрядчества, миссия Ксенофонта .Крючкова не увенчалась успехом. «Как при начале собеседования, так и после всего сказанного, беглопоповцы оставались упорными в своем заблуждении», - отмечают «Самарские епархиальные ведомости». И с разочарованием констатируют: «Беседа о.протоиерея Крючкова прошла безследно для этих предубежденных совопросников» К 1890 году относится первое упоминание о том, что самарская община имела свою моленную. Моленную на собственные средства построил во дворе своего дома на ул. Казанской купец П.Ф.Гудков. Глава купеческого рода Гудковых, Павел Федорович Гудков, был видным деятелем российского и самарского староверия, попечителем Самарской древлеправославной общины и председателем Совета общины, участником Всероссийских Съездов, членом Совета Всероссийского Братства во имя святителя Николы. На IV Всероссийском Съезде в г.Вольске в мае 1912 года, «в воздаяние за особые труды и полезную деятельность на пользу церкви» П.Ф.Гудков был избран пожизненным почетным членом Совета Всероссийского Братства. Павел Федорович владел Торговым Домом "Гудковъ и сыновья", а также гостиницей на углу Саратовской и Панской (ныне гостиница "Националь" на углу ул.Ленинградской и Фрунзе) и магазином "Мебель" на Саратовской (ныне - ул.Фрунзе), которые располагались в принадлежащих ему домах №№ 87 и 89 по ул.Саратовской, имел также собственный дом на ул.Дворянской, 109 (ныне - ул.Куйбышева). Кроме Гудковых значительную роль в истории Древлеправославной Церкви в Самаре сыграл еще попечитель самарской моленной Архип Иванович Безпалов - купец, гласный Самарской городской Думы, член учетного комитета Самарского отделения Волжско-Камского банка, член Совета Самарского общества взаимного кредита, владелец «Конторы дилижансов купца Безпалова: от Самары до Оренбурга». А также самарские купцы-землевладельцы Осип Корнеевич и Федор Андреевич Полуэктовы. Около 1900 года самарская община, наконец, получила постоянного священника, а после Указа об укреплении начал веротерпимости 1905 года, когда старообрядцам было дано право открыто исповедовать свои убеждения, община была официально зарегистрирована. Несмотря на относительную малочисленность общины и бедность прихода, члены общины старались своими пожертвованиями поддерживать клир. Не без зависти «Самарские епархиальные ведомости» отмечали: «Обезпечено духовенство более чем прилично. Самарский приход … дает в год от 4-5 тысяч, решительно при всем готовом. Даже одежда и закуска вся благотворительная. Как сами священники в старости, так и члены их семейства, в случае смерти, обезпечены и помещением, и всем необходимым»[1]. После 1910 года в Самаре служил священник Василий Михайлович Аргентов - член Совета Всероссийского Братства. После революции с 1922 по 1929 г.г. настоятелем прихода был член Главного Церковного Совета протоиерей Софоний Леонтьевич Галкин. Председатель Совета общины в те годы был Иван Ерофеевич Разин. Уставщик - Григорий Митрофанович Большаков. После отца Софония в 1929 г. общину возглавил священник Феодор Максимович Архангельский. Во время великой отечественной войны жизнь общины не угасала - в 1944 г. Покровский храм Самары становится кафедральным. На вновь учрежденную Куйбышевскую кафедру рукополагается настоятель храма иерей Поликарп Тимонин - Епископ Павел. Весной 1950 г. настоятель самарского храма отец Евфимий Кузьмич Абрамов принял иноческий постриг с наречением имени Епифаний и 26 мая был рукоположен в сан епископа на Куйбышевскую кафедру вместо скончавшегося в 1946 году Владыки Павла.. 5 ноября 1955 году Владыка Епифаний становится Предстоятелем Церкви и с этого года по 1963 г. при Покровском храме в Самаре (тогда - Куйбышев) располагалась кафедра Архиепископа. В этот период времени Самарская община являлась духовно-административным центром всей Церкви.
Архиепископ Епифаний, духовенство и прихожане (г.Самара, начало 1960-х гг.) В 1960 году в общине произошло знаменательное событие – второй раз после раскола 17 века в Древлеправославной Церкви совершалось Мироварение. Варение и освящение Мира происходило с 10 по 14 апреля. В Мироварении участвовали: Архиепископ Епифаний Куйбышевский, Московский и всея Руси, Епископ Новозыбковский Иеремия (Матвиевич), Епископ Пермский Евсевий (Самарцев), протоиерей Иоанн Исаев, иерей Леонтий Дорофеев, иерей Полиект Ефимов и другие священнослужители. В воскресенье 10 апреля 1960 года в 17 часов по московскому времени Высокопреосвященнейший Архиепископ Епифаний и другие священнослужители начали в мироварне Всенощное бдение Святому Духу, как поется в Троицын день с Триодью цветной по Благовещенскому уставу по книге «Чин и Устав, како освящати святаго и великаго Миро», напечатанной в XVII веке при Святейшем Филарете, Патриархе Московском и всея Руси. В понедельник 11 апреля по окончании службы часов с вечерней Архиепископ Епифаний вместе с остальными священнослужителями освятил воду и окропил ею печь, сосуды для Мира, помещение мироварной и все подготовленные к Мироварению вещества. После освящения в котел было влито вино и заложена часть веществ, а на девятой песни канона Богородице Архиепископ Епифаний зажег печь. Все последующие дни — Великий понедельник, Великий вторник и Великую среду — в мироварной производилась служба по церковному уставу и чину Мироварения, а между службой день и ночь читалось святое Евангелие. В среду утром по окончании дневной службы влили в котел оливковое прованское масло и другие оставшиеся вещества, вечером были влиты душистые благовонные масла, и варение Мира закончилось. Службу в мироварной возглавляли:
В среду вечером, при переливании сваренного Миро в оловянник, службу закончил Архиепископ Епифаний. В Великий четверг перед началом Божественной Литургии Архиепископ Епифаний, вкупе с епископами, священниками и диаконами при полном облачении с крестами и иконами, в сопровождении хора певчих торжественно прошли из церкви в мироварню и совершили чип выноса с пением надгробного трисвятого и перенесли святое Миро в церковь во святой Алтарь. После окончания Божественной Литургии был отслужен благодарственный молебен Святому Духу и храму, в память совершившегося великого дела — Божественного Мироварения. С 27 апреля 1969 г. по 27 июня 1992 г. Куйбышевской кафедрой управлял Епископ Григорий (Корнилов).
Епископ Куйбышевский Григорий и прихожане (г.Самара, конец 1970-х гг.) 1981 год стал для Самарской общины, возможно, самым печальным в ее истории - в связи с городской застройкой кафедральный собор был снесен, а верующим было предоставлено для совершения богослужений полуподвальное помещение. В 1984 году в самарскую общину на постоянное служение был направлен священник Сава Феодулович Тихов. Община потихоньку увеличивалась, приспособленное помещение не могло более устраивать христиан, и в 1987 году было решено строить новый храм. Строительство совершилось в кратчайшие сроки. Буквально за два года был построен замечательный кирпичный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Просторный, уютный храм построен в традиционном древнерусском стиле церковного зодчества и вполне отвечает главному своему назначению — совместной молитве верующих. Новый храм был построен благодаря усердному участию в строительных работах многих прихожан, включая настоятеля храма отца Саву. Нельзя не отметить также огромный вклад в строительство храма прихожанина Василия Севастьяновича Казакова, который фактически являлся и прорабом, и снабженцем, и строителем, и грузчиком, отдавая строительству храма все свое время. 14 октября 1990 года, на праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Архиепископ Геннадий (Антонов) возглавил службу Божественной Литургии по чину освящения церкви в новопостроенном храме в г. Самаре. В связи с освящением нового храма на богослужебные торжества прибыли священнослужители и миряне из других приходов. Каждый, кто участвовал в первом богослужении в этом храме, по-особому чувствовал духовную радость. Церковь была переполнена молящимися. Она украшалась огоньками свечей и лампад, наполнялась желанным для каждого верующего запахом ладана и благоуханием Св. Миро. Хотелось быть и быть в этой обстановке священного благолепия. Но прошли эти неповторимые и незабываемые часы духовного восторга... По окончании чина освящения Владыко Геннадий в своем слове отметил, каких трудов стоило для многих из присутствовавших сооружение такого замечательного храма, выразил сердечную архипастырскую благодарность настоятелю храма отцу Саве Тихову и всем прихожанам. Его Высокопреосвященство выразил уверенность, что построенный храм будет тем святым домом молитвы, в котором верующие будут питать духовной пищей свои бессмертные души.
Настоятель храма протоиерей Сава Тихов и юные христиане общин г.Самары и г. Вольска (г. Самара, 2005г.) С 1996 года Самарской кафедрой управлял Епископ Лев (Бобылев)[2]. К концу 1990-х годов самарская община достаточно окрепла, и Господь положил на сердце христианам воздвигнуть в г. Самаре женский древлеправославный монастырь. Для этого благого дела администрация города безвозмездно выделала участок земли в шесть соток рядом с храмом. 2 августа 1998 году на праздник св. пророка Илии Епископ Лев в сослужении отца Савы освятили место для постройки женского монастыря. Сразу же после освящения места община приступила к строительству и к концу года уже были полностью воздвигнуты кирпичные стены. И вот в 2001 году монастырь распахнул свои двери для всех женщин-христианок, желающих, посвятить свою жизнь служению Господу в молитве, посте, труде и послушании ради достижения вечного спасения.
Женский Покровский монастырь В октябре 2005 года настоятель Покровского храма протоиерей Сава Тихов принял иноческий постриг с наречением имени Савин и был рукоположен в епископский сан на Волжскую Епархию. При Покровском храме г. Самары разместилась кафедра Владыки Савина.
В статье использованы материалы с сайта http://www.samstar.ru , за что его авторам большая благодарность.
[1]
СЕВ, 1908, № 12 от 15 июня, с.489.
[2]
Упокоился 5 мая 2005 года.
|
||
|