ДЕЯНИЯ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА

РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ,

СОСТОЯВШЕГОСЯ 23 – 25 ДЕКАБРЯ 2010 ГОДА

 

23-25 декабря 2010 года в богоспасаемом граде Москве в резиденции Святейшего Древлеправославного Патриарха Александра, Московского и всея Руси состоялся Собор Епископов Русской Древлеправославной Церкви. В деяниях Собора, кроме Преосвященных Епископов Древлеправославной Церкви приняли участие, отцы благочинные, сотрудники различных отделов и комиссий.

ПОВЕСТКА ДНЯ:

 1.                Избрание кандидатов в епископский сан;

2.                Решение вопроса о присоединившихся в августе текущего года к Русской Древлеправославной Церкви новообрядческих епископах Тихоне (Гришине)  и Гедеоне (Михайлове);

3.                О взаимоотношениях с древлеправославными христианами, прервавшими или по тем или иным причинам утратившими общение с Русской Древлеправославной Церковью;

4.                О примирении с Церковью церковных чад, отрекшихся от веры в истинного Бога;

5.                Вопросы, предложенные к соборному обсуждению богослужебной комиссией;

6.                О деятельности издательского отдела.

 

Совершив положенные начальные молитвы, Святейший Патриарх Александр вкупе с Преосвященными Епископы приступили к обсуждению первого вопроса повестки дня, по которому, после надлежащего обсуждения, были приняты следующие постановления:

1)                Упразднить Белорусско-Украинскую епархию.

2)                Учредить Белорусскую епархию. К ее канонической территории отнести все общины и религиозные группы древлеправославных христиан, находящиеся на территории Республики Беларусь.

3)                Назначить Преосвященного епископа Иосифа (Золотухина) правящим епископом Белорусской епархии.

4)                Учредить Украинскую епархию. К ее канонической территории отнести все общины и религиозные группы древлеправославных христиан находящиеся на территории Республики Украина.

5)                Избрать кандидатом в епископский сан на Украинскую епархию благочинного Слобожанского благочинья Украинской епархии протоиерея Николу Просина.

6)                Святейшему Патриарху Александру совершить иноческий постриг над протоиереем Николой Просиным в Патриаршем кафедральном соборе 24 декабря 2010 года и его архиерейскую хиротонию 25 декабря 2010 года.

В рамках второго вопроса повестки дня Собор заслушал сообщение священнослужителей, присутствовавших в августе текущего года при присоединении от новообрядчества епископов Тихона (Гришина) и Гедеона (Михайлова).

Затем Собор предоставил слово епископу Тихону (Гришину), чтобы он рассказал о себе, о своих религиозных убеждениях, о причинах своего ухода из новообрядчества и обращения в Древлеправославие.

После продолжительного обсуждения, Собор единогласно постановил отложить решение вопроса о канонической правоспособности присоединившихся епископов, и продолжить изучение истории и исповедания, так называемых, альтернативных новообрядческих церквей, которые возводят свое преемство к РПЦЗ, чтобы выработать по отношению к ним однозначную, канонически верную общецерковную позицию. Присоединившимся же епископам Собор рекомендует как можно глубже изучить исповедание веры Древлеправославной Церкви, ее богослужебный устав и благочестивые обычаи, поскольку церковные правила говорят, что обратившемуся от еретического жития «должно дать о себе доказательство, что и веру имеет здравую и по образу жизни безукоризнен; а это требует времени: ибо в короткое время невозможно это узнать. Поставлять же учителем других того, кто сам еще не был испытан, - и несправедливо, и ненадежно» (Зонара, толкование на 80-е пр. св. Апостол).

После этого Собор перешел к рассмотрению следующего вопроса повестки дня.

На Собор поступило послание от лица проживающих в Краснодарском крае древлеправославных христиан, прервавших общение с Русской Древлеправославной Церковью в 1999 году, в котором они с одной стороны выражают свое желание и стремление к преодолению существующего разделения, говоря: «Да вразумит всех нас Господь и направит стопы наша на путь мирен», - а с другой стороны, просят разрешить их недоумение относительно имеющегося, по их мнению, противоречия наших соборных ответов 2001 года (на поставленные некогда этими христианами 10 вопросов, касающихся внутрицерковной жизни), ответам Собора 2006 года: «Существуют деяния двух Соборов. По одним и тем же вопросам в них противооложные решения. Каждый знает, что последующий Собор должен или подтвердить решения предыдущего Собора или отменить. В сложившейся ситуации этого нет. То есть каждый может ссылаться на деяния и того и другого Соборов одновременно?!».  На это недоумение наших совопрошателей Собор посчитал нужным ответить так:

Коль скоро Собор 2006 года посчитал необходимым повторно рассмотреть предложенные вами вопросы, следовательно, и показал этим, что ответы Собора 2001 года не были достаточными, а ответы 2006 года имеют надлежащую силу. А об ответах нашего Собора 2006 года уже и сами вы, братья, в своем нынешнем послании засвидетельствовали: «Сами «Вопросы» рассмотрены достаточно обстоятельно и, можно сказать, в приемлемой форме. Отрадно то, что Ваши ответы 2006 года почти полностью совпадают с нашими представлениями о порядке вещей в них изложенных». Таким образом, вы, братья, свидетельствуете, что причина вашего от нас отделения устранена еще в 2006 году. Для нас это очень радостное свидетельство, что не всуе трудился Собор 2006 года, что голос его был услышан, принят и одобрен вами. Спаси вас Христос за ваше к нам неравнодушие, однако есть и у нас некоторые недоумения относительно вас, и, коль скоро, отношение наше друг к другу смягчается и стремление к миру очевидно, то дерзаем и мы задать вам свои недоуменные вопросы. Все они относятся ко времени вашего разделения с нами. Прервав общение с Архиепископом Аристархом вы, прежде, чем уведомить об этом прочих христиан, совершили ряд рукоположений, причина которых нам совершенно непонятна. Так поддержавший вас тогда Епископ Тульчинский Евмений, совершил хиротонию клирика Кубанкой епархии в кафедральном соборе Курской епархии, при этом, не обличив правящих архиереев этих епархий ни в какой ереси, и не уведомив их о прекращении канонического общения с ними. В то же самое время он единолично совершил и архиерейскую хиротонию, возведя в епископы, запрещенного за месяц до этих событий (и подчинившегося этому запрещению), священноинока Аполлинария Дубинина (так же клирика не Тульчинской, а Курской епархии). Насколько нам известно, почти все ваши нынешние клирики исчисляют свое преемство именно через эту хиротонию. Нам же неизвестны ни церковные правила, ни церковно-исторические прецеденты, объясняющие и оправдывающие эти деянии Епископа Евмения, поэтому мы обращаемся к вам, надеясь, что вы поясните нам эти события и устраните наше недоумение, указав, чем руководствовались участники этих хиротоний, зачем участвовали в них, чем себя оправдывают. Да устранит так Господь всякое препятствие и всякое смущение на пути к церковному миру и единению!

Далее, в рамках этого же вопроса, участники Собора обсудили перспективы диалога с древлеправославными христианами, именующими себя часовенными. В 2009 году Патриарх Александр обратился к часовенным христианам с посланием, призывая их к диалогу, к обсуждению причин, приведших к утрате единства между нашими предками, к совместному поиску путей преодоления этого разделения. Как стало известно Собору, данное послание не было оставлено без внимания часовенными христианами, а потому Собор принял решение обратиться к ним с еще одним посланием, теперь уже от лица всего церковного священноначалия.

После этого Собор перешел к обсуждению четвертого вопроса повести дня. В результате этого обсуждения Собор принял постановление о том, как надлежит примирять с Церковью людей, по рождению принадлежавших Древлеправославной Церкви и просвещенных таинством святого крещения, но добровольно или по малодушию, или по невежеству отрекшихся от веры во Христа в годы правления атеистической Советской власти или в любое иное время приобщившихся какому-либо виду безбожия. Так присоединение ко святой Церкви лиц, получивших святое Крещение, но впоследствии, по своей воле, сознательно отрекшихся от Христа, и приобщившихся какой-либо религии, не исповедующей Христа истинным Богом, или лиц, добровольно отпавших от Церкви в совершенное неверие, следует совершать, через миропомазание по установленному чиноположению: «О отвергшихся произволением, и кающихся». Если отречение от Христа произошло по причине невежества, обусловленного отсутствием надлежащего христианского воспитания, то отношение к такому человеку должно быть мягче, снисходительней, ибо не столько он виноват в своем падении, сколько виноваты те, на ком лежала обязанность по его христианскому воспитанию – родители и восприемники. Тем не менее, и таковые лица должны быть присоединяемы к Церкви, через миропомазание по установленному чинопоследованию: «Указ о отвергшемся отрочати, и оскверньшемся и кающемся. Аще убо отроча ято будет от неверных, и отвержется веры христианския. Или страхом, или неведением, и ненаучением». Те же, кто отрекся от веры во Христа, будучи подвергнут каким-либо мучениям (но не по причине лишь угрозы мучений), должны примиряться с Церковью по чиноположению «О совершенных возрастом, и муками отвергшихся, и кающихся».

Все названные чинопоследования находятся в Большом Потребнике.

Под вышеуказанное определение подпадают и лица, состоявшие в годы Советской власти в рядах так называемой Коммунистической партии. Тот из них, кто был крещен в младенчестве, получил надлежащее христианское воспитание, но во взрослом возрасте, ради стяжания мнимых земных благ приобщился сообществу безбожников, именуемому Коммунистическая партия, и уже через само это приобщение, отрекшись веры в Бога, должен приниматься в Церковь по чину «О отвергшихся произволением, и кающихся». Тот же, кто, получив крещение в младенческом возрасте, в силу каких-либо внешних обстоятельств, не получил надлежащего христианского воспитания и по этой причине вырос неверующим в Бога человеком, и как следствие, вступил в богоборческую организацию, именуемую Коммунистическая партия, должен приниматься обратно в Церковь по чину «О отвергшемся отрочати, и оскверньшемся и кающемся».

А то, что само членство в Коммунистической партии непременно сопряжено было с добровольным отречением от веры в Бога, видно из основополагающих документов этой организации. Так в частности в Уставе КПСС об обязанностях члена партии сказано, что каждый коммунист обязан «вести решительную борьбу с… религиозными пред­рассудками»[1]. А в Программе КПСС, в разделе, посвященном задачам Коммунистической партии в области воспитания коммунистической сознательности, сказано: «Партия использует средства идейного воздействия для  воспитания  людей  в  духе  научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиоз­ных предрассудков... Необходимо систематически вести широ­кую научно-атеистическую пропаганду»[2]. А поскольку, согласно Уставу КПСС, членом партии мог быть только человек  «признающий  Программу и  Устав    партии»[3], то несомненно, что всякий, вступающий в нее, предварительно открыто подтверждал свое согласие с Уставом и Программой КПСС, а, следовательно, и с атеистической идеологией партии и с ее борьбой с религией. При этом нет оснований допускать, что кто-либо из вступающих в КПСС не был проинформирован о богоборческой сущности этой организации, поскольку принятию в КПСС всегда предшествовал так называемый кандидатский стаж, «необ­ходимый  для  того,  чтобы  глуб­же ознакомиться с Программой и Уставом КПСС»[4].

Несмотря на всю очевидность богоборческой сущности КПСС, находятся, тем не менее, возражатели, которые говорят, что, мол, в вышеназванных партийных документах не содержится прямого указания на борьбу Коммунистической партии вообще со всякой религией, но сказано лишь о ее борьбе с религиозными предрассудками, то есть, как полагают возражатели, с различными суевериями и религиозными заблуждениями, что должны делать и христиане. На основании этих своих рассуждений, возражатели делают вывод, что неправильно ставить знак равенства между членством в КПСС и отречением от веры в Бога, утверждая, таким образом, что можно было одновременно являться верным и Христу, и коммунистической идеологии. С такой оценкой коммунистической идеологии церковный Собор согласиться никак не может, поскольку в данном вопросе важно не наше собственное понимание и толкование употребляемых коммунистами терминов, но то, какой смысл вкладывали в эти термины сами коммунисты. А то, что под «религиозными предрассудками» Коммунистическая партия понимала не некие суеверия и религиозные заблуждения, а вообще всякую религию, вполне открывается из других многочисленных официальных документов КПСС:

Из программы Российской Коммунистической партии (большевиков), принятой  на VIII съезде  партии 18—23 марта 1919 г.: «13. По отношению к религии РКП не удовлетворяется декретированным уже отделением церкви от государства и школы от церкви… содействуя фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков и организуя самую широкую научно-просветительную и антирелигиозную пропаганду»[5].

Из постановления ЦК РКП(б) о постановке антирелигиозной пропаганды: «10. Как в антирелигиозных диспутах, так и в печати… систематически подчеркивать, что РКП борется не с какими-нибудь отдельными религиозными группами, а со  всяким религиозным мировоззрением вообще»[6].

Из резолюции XII съезда РКП(б) 1923г. о постановке антирелигиозной агитации и пропаганды: «Работа  партии по окончательному разрушению религиозных верований  во всех  видах среди   рабочих   и  крестьянских масс неизбежно приобретает, прежде всего, характер углубленной систематической пропаганды, наглядно и убедительно вскрывающей каждому рабочему и крестьянину ложь и противоречие его интересам всякой религии»[7].

Постановление ЦК КПСС от 10.11.1954г. об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения: «Если по отношению к государству религия является частным делом и поэтому церковь отделена от государства, то Коммунистическая партия, опирающаяся на единственно верное научное мировоззрение — марксизм-ленинизм и его теоретическую основу — диалектический материализм,— не может безучастно, нейтрально относиться к религии, как к идеологии, ничего общего не имеющей с наукой Коммунистическая партия воспитывает советских людей в духе научного мировоззрения и ведет идейную борьбу с религиозной идеологией, как с антинаучной идеологией»[8]

Итак, из приведенных выше материалов вполне открывается не только атеистическая, но и богоборческая сущность коммунистической идеологии. И всякий, кто являлся членом Коммунистической партии, не может отрицать и свою сопричастность к этой идеологии, поскольку, как это уже было вполне показано выше, для вступления в партию человек был обязан ознакомиться с ее атеистической и богоборческой Программой и Уставом, и непременно дать свое согласие этой Программе и Уставу следовать.

Собор также обращает внимание духовных отцов, что в вопросе примирения с Церковью церковных чад, отпавших от Церкви, через то или иное приобщение к атеистическому мировоззрению, духовники должны руководствоваться исключительно любовью и состраданием к падшим, если те осознают свое падение и желают всем сердцем от него очиститься. Не следует бездумно употреблять церковные правила относительно падших, но необходимо исследовать каждый случай особо, принимая во внимание все обстоятельства приведшие христианина к отречению от веры в Бога и сопровождавшие отречение.

Далее Собор заслушал ряд предложений Богослужебной комиссии. После всестороннего обсуждения Собор постановил благословить общецерковное совершение службы всем святым чудотворцам российским в Воскресение, ближайшее к 17/30 июля, но после недели святых отец первых шести Вселенских Соборов (данная служба была составлена в 16 веке благочестивым ином Григорием, насельником суздальского Спасо-Евфимиева монастыря). Также Собор призывает всех священнослужителей непременно ежегодно совершать 1-го сентября по ст.ст. службу Новолетию, прося у Бога благословения, милостей и щедрот для Церкви Христовой в наступающем году.  

По предложению Богослужебной комиссии Собор также счел необходимым сделать для древлеправославных христиан разъяснение относительно обязанности всех церковных чад молиться о благоденствии страны проживания и о существующей в ней светской власти.

Церковь Христова во все времена совершала молитву о просвещении светом Истины и о спасении всего человечества - всякого народа, всякой страны. Во всех храмах многие века возносится молитва «о всяком граде и странах» согласно Божественному  повелению: «И взыскаите на мир земли, на ню же вы исселих тамо. И молите Господа за ня, яко в мире их будет мир вам» (Иерем.29:7). Но не только о стране, но и о сущей в ней власти, по указанию Священного Писания, должна молиться и молится Святая Церковь, веруя, что лишь по воле Божией «царие царьствуют, и сильнии держат землю»[9]. И святой Апостол Павел наставляет нас: «Прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения, за вся человеки: за царя и за вся, иже во власти суть, да тихо и безмолвно житие поживем, во всяком благочестии и чистоте. Се бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися, и в разум истинныи приити» (Апостол, зач. 282: 1 Тим. 2:1,2). Святитель Иоанн Златоуст так раскрывает для нас эти слова Писания: «За весь мир, и за царей, и за вся, еже во власти, молитва от Церкви бывает. Но речет кто, еже глаголет за вся, толико верных разумеет, но несть се, и не быша тогда цapиe Бога хвалящи, но в неверии быша, ибо во время таин и за неверныя достоит моление приносити»[10]. Подобный же завет мы получили в наследие и от прежде бывших древлеправославных отцов. Так священномученик протопоп Аввакум, в письме к некоему христолюбцу Ионе, пишет: «А иже в тропаре кресту: «Победы благоверному царю даруй на сопротивныи», и о сем суетное словопрение: которой благоверен, о том церковь и молит, а которой зловерен, тому и ничего. А молитися и о зловерном надобно; Златоуст повелевает в Беседах Апостольских и Маргарите, на Июдея в Слове; молитися об обращении и всех никониан не согрешиши... Егда же умрет в нечестии, тогда не стужати о нем Божеству,… а о живых молись и уповай, яко силен Бог всех спасти. Егда и о царе отщипенце молися, благоверным его не нарицай, но просто имя рцы: «Спаси Господи царя имрка», или «Победы царю, имрку, на сопротивныя даруй», сиречь на бесовы и на дияволы, да и прочая. Потом же и о обращении их на просвиромисании и везде, а буде совестию угнетаем не можешь на имя царя и патриарха просвиры выняти, понеже оттекли от тела церкви, и ты о благоверных князех вынимай и о священстве безъимянно»[11].

Руководствуясь этим святоотеческим учением, Церковь Христова и в настоящее время возносит Богу молитву о светских властях, желая им спасения, а христианам при сих властях жизни спокойной, без гонений и притеснений за веру и благочестие, как сказано об этом в чине Литургии: «Помяни Господи всяко начало и власть»[12].

Особо следует сказать о приношении пятой просфиры на Божественной Литургии, которую положено приносить о здравии и спасении православного царя и его семейства. О происхождении пятой просфиры в чине Проскомидии мы имеем следующее свидетельство одного из Пустозерских страдальцев за Древлеправолавную веру диакона Феодора Иванова. В «Ответе православных» диакон Феодор пишет: «А в Киприанове служебнике митрополита и в Сергиеве чюдотворца [на них же указал Ни­кон], в тех по 6 просфир, а не пять и не седмь. Чесо же ради тако бысть тогда? Понеже не бысть еще тогда царей и патриархов в Рустей земли… 7-ю просфиру дополниша святии рустии архиереи с благословением все­ленских патриархов, по устроении царя и патриарха в Московском государстве... А до сего руския чюдотворцы над шестию служи­ли: Киприян, Алексий, и Иона, и Сергий с Никоном, и прочии по них». Таким образом, пятая просфира была специально устроена Церковью для принесения о здравии и о спасении одного из своих верных чад - православного русского царя, а также его благочестивого семейства. Но поскольку в настоящее время в нашей стране иное государственное устройство и нет православного монарха, то пятую просфиру мы приносим о здравии и спасении наших благочестивых христиан о русской земле пекущихся, то есть находящихся на различных руководящих должностях на государственной службе, несущих воинскую или иную общественно-значимую службу, а также обо всех вообще православных христианах.

К сказанному добавим, что и вообще на проскомидии Церковь поминает лишь своих верных чад, как ясно об этом свидетельствует св. Симеон Солунский: «Бог с нами зрим же и примлемь, и не место неверным, ниже убо иномудрым: кое бо общение свету ко тме: понеже изъемлют, глаголет, лукавыя от среды праведных ангели, тем и нелепо весма иерею коему о инославном приносити или память творити его. Но ниже о проявлено грешаших и не покаянно имущих: зане во осуждение тым приношение, яко же и не покоянно общащимся страшным тайнам, яко же божественный Павел глаголет»[13]. Также и в свитке, который дается архиереем священнику при рукоположении, сказано: «Просфиры приноси от своих духовных детей, ведая жития их»[14], - то есть просфира должна приносится только о верных христианах, не отлученных от святого Причастия. Все же прочие христиане могут поминаться на ектеньях. Поэтому священнослужителям следует регулярно разъяснять прихожанам этот вопрос, поясняя, чьи имена можно записывать в записки, подаваемые на проскомидию, а чьи нельзя.

По заключительному вопросу повестки дня перед Собором выступил председатель издательского отдела протоиерей Владимир Косенков. Отец Владимир рассказал о современном положении издательского дела в Церкви, о выпускаемой и подготовленной к выпуску литературе, о тех усилиях, которые прикладывают сотрудники издательства для того, чтобы издаваемая литература отвечала насущным духовным потребностям древлеправославных христиан. В заключение своего доклада отец Владимир обратился к участникам Собора с просьбой, с пониманием и снисхождением относиться к встречающимся иногда в наших изданиях недочетам или опечаткам, ибо хоть сотрудники отдела стараются не допускать никаких оплошностей, однако от случайности никто не может быть застрахован. Священнослужители же должны разъяснять своим прихожанам, что если какая-то ошибка была читателями замечена в наших книгах, то необходимо с добрым расположением сообщить о такой в Издательский отдел и допущенная оплошность будет непременно исправлена.

24 декабря в Покровском кафедральном соборе Святейший Патриарх Александр совершил иноческий постриг над протоиереем Николой Просиным, принявшем в иночестве имя в честь преподобного отца нашего Николы мниха, иже от воин бывшаго (день памяти 24 декабря по ст.ст.).

25 декабря в Покровском кафедральном Соборе состоялась патриаршая служба, за которой Святейший Патриарх Александр в сослужении Преосвященных епископов: Сибирского Сергия, Нижневолжского Савина, Верхневолжского Василия  рукоположил в епископский сан на Украинскую кафедру священноинока Николу (Просина). По благоволению Святейшего Патриарха Александра и согласно Чину архиерейского посвящения, Преосвященному епископу Николе, как верховному святителю иныя страны, было предоставлено право служения в саккосе.

Архиерейский Собор призывает всех чад Древлеправославной Церкви воздать благодарение Богу за совершившееся, и отныне поминать в своих молитвах Преосвященного НИКОЛУ, епископа богоспасаемой епископии Украинской.

Данное торжество ознаменовало собой окончание работы Архиерейского Собора Русской Древлеправославной Церкви.

 

 

Град Москва.

Лета 7519-го декабря месяца 12-го дня.

На память святителя и чудотворца Спиридона Тримифийскаго и

святителя Александра, епископа Иеросалимскаго

 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР

 

Протоиерей и представитель

Преосвященного Иосифа, Епископа Белорусского

АЛЕКСАНДР (РАЗУВАНОВ)

 

Епископ Сибирский СЕРГИЙ

 

Епископ Нижневолжский САВИН

 

Священноиерей и представитель

Преосвященного Иакова, епископа

Сионского и Западноевропейского

ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)

 

Епископ Верхневолжский ВАСИЛИЙ

 

 Епископ Украинский НИКОЛА

 


[1] Устав Коммунистической партии Советского Союза. Утвержден XXII съездом, частичные изменения внесены XXIII и XXIV съездами КПСС. Ташкент, 1972г. С.16.

[2] Программа Коммунистической партии Советского Союза. Принята XXII съездом КПСС. М.:Политиздат, 1974г.

[3] Устав Коммунистической партии Советского Союза. Утвержден XXII съездом, частичные изменения внесены XXIII и XXIV съездами КПСС. Ташкент, 1972г. С.13.

[4] Там же. С.35.

[5] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. ч. I, М.: Госполитиздат, 1954г. С. 420 – 421.

[6] Известия ЦК РКП(б). № 33. 1921г. С. 33.  

[7] КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. ч. I, М.: Госполитиздат, 1954г. С. 745.

[8] Спутник атеиста. М.: Госполитиздат, 1959г. С. 478.

[9] Соборник. М., 1647г. Л. 360 об.

[10] Толковый Апостол. Почаевская типография, 1784 г. Л. 906 об.

[11] А. К. Бороздин. Протопоп Аввакум, СПб., 1904 г. С. 22, (в приложении).

[12] Чин Литургии св. Василия Великого.

[13] Книга блаженнаго Симеона Фессалоникийскаго. М., 1894 г. Гл. 94. Л. 121об.

[14] Кормчая. Гл. 60. М., Л. 604 и об.

 

 

 
 

 
Hosted by uCoz