БОГ — ПРОМЫСЛИТЕЛЬ МИРА

Будучи беско­нечно благ, Бог не может не проявлять попе­чения о нуждах Своих созданий. Для Бога нет ни малейшего труда проявлять это попечение о мире, поскольку Он всемогущ. Вездесущее Всевышнего, что означает присутствие Бога повсюду в мире, позволяет Господу непосредст­венно видеть состояние и потребности Его тво­рений и в силу этого проявлять деятельное по­печение об их благоустроении.

Попечение Господа о мире называют промышлением Божиим или Промыслом Божиим. Встречается и другое название: Провидение. Смысл же остается один и тот же при любом из этих названий.

Промысл Божий можно определить как не­ослабное действие всемогущества и премудрости всеблагого Бога с целью:

— сохранять бытие и силы тварей, всего тво­рения;

— направлять все творение Божие к благим целям, для которых оно создано;

— оказывать помощь и содействие всему доброму в мире;

— пресекать зло или обращать его в добрые последствия.

«Мы должны веровать, — убеждает нас свя­титель Григорий Богослов, — что есть Промысл, все содержащий и все связывающий в мире. Ибо тем существам, которым необходим Тво­рец, необходим и Промыслитель, иначе мир, носимый случаем, как корабль вихрем, должен был бы мгновенно разрушиться в первоначаль­ный хаос из-за беспорядочных движений ве­щества».

А по мысли Блаженного Августина, если бы Бог Вседержитель «когда-либо перестал управ­лять тварями, они сразу перестали бы сущест­вовать, и погибла бы вся природа». И это вполне понятно. Мир создан из ничего, и не будь Про­мысла Божия, в мире не только не смог бы со­храниться наблюдаемый нами великолепный порядок, но все миробытие обратилось бы в небытие.

Безумцы отрицают Промысл Божий. Каждый же благоразумный человек обнаруживает Про­видение Господне везде и повсюду. Оно, прежде всего, обнаруживается в сохранении вселенной и всего творения. Убедительно говорит о про­мыслительной деятельности Бога в отношении всех тварей псалом 103. Промышление Всевыш­него о человеке находит свое выражение в псал­ме 90.

Действия Промысла Божия весьма много­гранны. Кроме ранее указанных, назовем и дру­гие действия промыслительной руки Господней, хотя, конечно, наш перечень лишь частично изображает деятельность Провидения.

По Своему Промыслу Господь:

— удовлетворяет нужды Божиих творений: «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Петр. 5, 7);

— владычествует над народами и правите­лями стран: «Существующие же власти от Бога установлены» (Рим. 13, 1), «Остановитесь и познайте, что Я — Бог: буду превознесен в на­родах, превознесен на земле» (Псал. 45, 11), «Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду; мною начальствуют начальники и вель­можи, и все судьи земли» (Притч. 8,15—16);

— производит Свой суд над народами: «Умно­жает народы и истребляет их; рассевает народы и собирает их; отнимает ум у глав народа земли и оставляет их блуждать в пустыне, где нет пу­ти: ощупью ходят они во тьме без света и шата­ются, как пьяные» (Иов. 12, 23—25);

— направляет ход всех событий: «В полу бро­сается жребий, но все решение его — от Госпо­да» (Притч. 16, 33), «Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач. 3, 38);

— дает человеку жизнь и отнимает ее: «Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю, и никто не избавит от руки Моей» (Втор. 32, 39), «Как рассеивается дым, Ты рассей их; как тает воск от огня, так нечестивые да погибнут от лица Божия» (Псал. 67, 3);

— исполняет Свои обетования и угрозы: «Не осталось неисполнившимся ни одно слово из всех добрых слов, которые Господь говорил дому Израилеву; все сбылось» (Ис. Нав. 21, 45), «Куда они ни пойдут, рука Господня везде была им (израильтянам, ставшим поклоняться идо­лам) во зло, как говорил им Господь и как клял­ся им Господь» (Суд. 2, 15), «Прежнее Я за­долго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и все сбыва­лось» (Исайя. 48, 3);

— обращает зло в добро: «Но Господь, Бог твой, не восхотел слушать Валаама и обратил Господь Бог твой проклятие его в благослове­ние тебе, ибо Господь Бог твой любит тебя» (Втор. 23, 5), «Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие» (Филип. 1, 12—14).

Господь Бог печется о всем творении, но осо­бенно о членах Своей Церкви — о верующем народе. «И до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я соз­дал и буду носить, поддерживать и охранять вас» (Ис. 46, 4). «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Матф. 6, 26). «Он (Господь) владычествует и над идоло­поклонниками, и над отрицающими Его ерети­ками, но терпит их по великому Своему снис­хождению. Владычествует и над диаволом, но и его терпит — терпит не по слабости, как если бы побеждаем был им... О, всемудрое Божие Про­видение! Даже злую волю оно обращает в сред­ство к спасению верующих... И диаволу попусти­ло вести брань против людей, чтобы победители удостоились венцов и чтобы диавол, побежден­ный слабейшими, большему подвергся посрам­лению», — пишет святитель Кирилл Иеруса­лимский.

Промысл Божий простирается на все. «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих» (Псал. 32, 13), «И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4, 13).

Каждое промыслительное деяние Всевышнего исполнено благости: «Велики и чудны дела Твои, Господи Боже Вседержитель! Праведны и истинны пути Твои, Царь святых!» (Откр. 15, 3), «Все пути Господни — милость и истина к храня­щим завет Его и откровения Его» (Псал. 24, 10).

Не следует приходить в смущение от того, что нам часто бывают непонятны пути Про­мысла Божия. В свое время премудрый Соло­мон, недоумевая, писал: «Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслу­живали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников» (Екл. 8, 14).

Своим крохотным разумом человеку не пос­тигнуть Промысл Господень. «Но как небо вы­ше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исайя 55, 9), «Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» (Рим. 11, 33—34).

В зависимости от сферы промышления Все­вышнего, Его Промысл можно определять или как Промысл общий, или как Промысл частный. Общий Промысл Господень простирается на всю вселенную, на все творение, на все существа. Частный же Промысл Бога есть попечение Бо­жие о каждом существе в отдельности.

Промысл Всевышнего не нарушает свободы духовных существ. Однажды даровав нравствен­ным существам свободу воли, Господь не же­лает отнимать у них эту свободу.

Бог не стесняет свободу духовных существ и тогда, когда Он оказывает им помощь в дости­жении добродетели, ибо выбор добра они сде­лали сами, и тем более тогда, когда разумные создания совершают злые поступки, ибо это они осуществляют без помощи Божией.

В деле промышления, подобно тому, как и в творении, участвуют все Лица Пресвятой Трои­цы. Отец Небесный «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5, 45). «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их» (Матф. 6, 26).

В промышлении Сына Божия о мире можно убедиться из следующих слов Спасителя! «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан. 5, 17). Автор послания к Евреям так изображает промыслительные деяния Второй Ипостаси Бо­жества: «...держа все словом силы Своей, совер­шив Собою очищение грехов наших» (Евр. 1, 3).

В яркой поэтической форме псалмопевец описывает промышление Духа Святого об окру­жающем нас мироздании. «Все они (твари) от Тебя ожидают, чтобы Ты дал им пищу их в свое время. Даешь им — принимают, отверзаешь руку Твою — насыщаются благом; скроешь лицо Твое — мятутся, отнимешь дух их — уми­рают и в персть свою возвращаются; пошлешь дух Твой — созидаются. И Ты обновляешь ли­це земли» (Псал. 103, 27—30).

О промышлении Духа Святого о человеке ска­зано в слове Божием такими словами: «Каждо­му дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же духом; иному вера, тем же Ду­хом; иному Дары исцелений, тем же духом; ино­му чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков» (1 Кор. 12, 7—10).

Знание того факта, что вся жизнь наша на­ходится под водительством и попечением Три­единого Бога обязывает нас славословить и благодарить Творца за Его чудный Промысл, возлагать надежду и упование на Всевышнего при всех обстоятельствах жизни и особенно тогда, когда нас постигают тяжкие скорби, бе­ды, напасти, искушения. При этом надо непо­колебимо верить, что все, что случается с нами, Господь допускает, имея в конечном итоге бла­го для нас.

Подобно тому, как Господь Бог промышляет о всем творении, и мы должны благодетельст­вовать всем людям, включая и тех, кто причи­няет нам зло, обиды, неприятности.

 
 

 
Hosted by uCoz