ПОСЛАНИЕ

ПРЕДСТОЯТЕЛЯ РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСАНДРА

К ХРИСТИАНАМ-СТАРООБРЯДЦАМ, ИМЕНУЮЩИМ СЕБЯ ЧАСОВЕННЫМИ

Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас! Аминь.

 Всем возлюбленным о Христе братиям древлеправославным христианам, именующим себя часовенными, благодать, милость Божия и мир да умножатся!

Дорогие во Христе отцы и братия, минуло три с половиной века, как попущением Божиим по грехам нашим диавол напал на Церковь Христову, терзая и убивая ее чад, вводя в соблазн одних и рассеивая по всему лицу земли других. Три с половиной века назад гордыня патриарха Никона сокрушила единство Русской Церкви. Тогда наши с вами общие предки вместе безстрашно стали на защиту Истины. Подобно древним святым, они вместе испили чашу страданий за твердость в вере: «Инии же избиении быша неприемше избавления, да лучше воскресение улучат. Друзии же руганием и ранами искушение прияша, еще же и узами темничными. Камением побиени быша, претрени быша, искушении быша, убийством меча умроша. Проидоша в милотех и в козиях кожах, лишени скорбяще, озлоблени, их же не бе достоин мир, в пустынях скитающеся, и горах, и в вертепах, и в пропастех земных» (Апостол. Зач. 330). В те годы у наших с вами предков, по слову святаго Апостола, «бе едино сердце и душа едина» (Апостол. Зач. 12).

И это единодушие было во всем, и, прежде всего, в вопросах веры. Так наши общие предки знали, что с торжеством Никоновой реформы пало не все завещанное Христом священство, но оставались и те, кто был предан вере древних Отцов.

Наши общие предки верили, что священство необходимо в Церкви, ибо является залогом совершения в Церкви установленных Христом Спасителем таинств, всячески необходимых для спасения. И прежде всего таинства причащения Святой и Пречистой Крови и Плоти Его, о чем Сам Господь сказал во святом Своем Евангелии: «Аминь аминь глаголю вам. Аще не снесте плоти Сына человеческаго, и пиете крови Его, живота не имате в себе. Ядыи Мою плоть и пияи Мою кровь, имать живот вечныи. И Аз воскрешу его в последнии день» (Евангелие от Иоанна, зач. 23).

Вера в необходимость Причащения и неистребимость священства столь была тверда у наших с вами общих предков, что они законоположили, в виду отсутствия епископов, принимать в общение священников, рукоположенных новообрядческими архиереями. Чтобы те, после отречения от Никоновых новин, очистившись от порока, через верного Истине священника, чистыми руками совершали на Божественной Литургии святое Приношение Крови и Плоти Христовой для спасения верных.

И таких священников было в Древлеправославии множество, и от них наши общие предки без всякого смущения получали духовное окормление. И так продолжалось на протяжении многих лет, о чем и родословная часовенного согласия вполне свидетельствует, называя многие имена таковых священников. Например, пришедшего от никониан священноинока Софония Керженского, принятого им также от никониан священноинока Никифора, затем священноиноков Иова и Иакова, после священников Симеона и Гавриила (замученных в Тобольске), и прочих множество бежавших из никонианской церкви священников, которые, без всякого сомнения, были принимаемы нашими общими предками. И в этом наши предки следовали голосу святой  Церкви, которая через благочестивых мужей засвидетельствовала вечность Христова священства, как сказано в Кирилловой книге: «Якоже Сам (Христос) не умирает, тако и иерейство его по чину Мельхиседекову не престает, якоже пишет, ты еси Иерей вовеки по чину Мельхиседекову. Престало тогда архиерейство Аароново, яко временное возстало-же Христово вечное, иже из мертвых возстав, апостолов своих на се освяти хиротониею, еже есть руковозложением» (лист 78-й).

И так древлеправославные священники множились и служили во всех наших с вами общинах многие годы, пока враг рода человеческого диавол не восставил против нас человека – императора Николая Первого, который обнажил свой меч против христиан, особливо против древлеправославного священства. Великая скудость священства, произошедшая по причине этих гонений, привела к тому, что некоторые древлеправославные общины остались под управлением уставщиков-наставников и так и привыкли к такому положению.

Но  даже и тогда священники в Древлеправославной Церкви сохранялись, и хоть малым было их число, однако велик был их авторитет, в том числе и в общинах часовенных христиан. Всем известно, что огромным авторитетом среди уральских часовенных пользовался знаменитый древлеправославный священник отец Павел Тульский.[1]

А ведь именно через отца Павла Тульского прослеживает свое другопреемство и современное священство Древлеправославной Церкви. Так отец Павел Тульский принял отца Димитрия Беляева. Приемником о. Димитрия был священник Михаил Сергиевский. Приемником Михаила Сергиевского был священноинок Макарий (Иванов). Священноинок Макарий принял священника Максима Горева. Отец Максим служил в Москве при домовой церкви в честь св. великомученицы Екатерины, принадлежавшей московскому купцу М.Ф. Ясашнову. Отец Максим исправил других, например, Петра Никольского, Пафнутия Белякова, Николу Лужковского, Александра Успенского. А когда в 1908 году было образовано Всероссийское Братство в честь святителя Христова Николы, то чиноприем стал совершаться под контролем Братства. Была создана комиссия для приискания епископа, что с Божией помощью благополучно и совершилось в 1923 году, когда от новообрядческой церкви к Древлеправославию был присоединен архиепископ Никола (Позднев).

Кроме перечисленных священников было много и других, чьи имена вполне известны. Я лишь для примера указал всего одну цепочку другопреемства, идущую от отца Павла Тульского вплоть до учреждения Всероссийского Братства, когда само приискание и чиноприем священства стал производиться уже не отдельными общинами, но всей Церковью. Таким образом, священство Древлеправославной Церкви имеет живую связь с тем священством, которое было принимаемо и вашими предками.

Также пусть не будет вам, дорогие братья, соблазном клеветнические слухи о том, что якобы наши предки принимали в общение священников обливанцев или рукоположенных обливанцами. Нет, не было такого, и нет. Напротив, наши предки со всей тщательностью подходили к вопросу приискания священства, наводя о присоединяющемся священнослужителе самые тщательные справки, не только о его крещении, но и об образе жизни, о том, не состоял ли священник под запрещением. Об этом вполне свидетельствуют деяния наших Всероссийских Съездов. О тщательном подходе к принятию Древлеправославной Церковью новообрядческого священства свидетельствуют даже и враги наши: «отличительной чертой современной беглопоповщины является разборчивость в приеме беглых попов; принимая такого попа, они наводят тщательные справки, не состоит ли он под запрещением»[2].  Об этом знали, например, и ваши братья - уральские часовенные, поэтому они и участвовали в наших Всероссийских Съездах, а также принимали самое деятельное участие в деле приискания единомышленного нам епископа и восстановления трехчинной иерархии.

Священство Древлеправославной Церкви не новое, но точно такое же и даже то же самое, каковым окормлялись наши с вами общие предки. И если вы почитаете тех древних священников, то нет причин пренебрегать священниками нынешними.

Нет никаких причин, чтобы нам продолжать жить в разделении друг с другом, ибо и вы, и мы имеем одну веру, славим Бога по одним книгам, и ваше, и наше крещение имеет преемство от бегствующих от никонанской церкви священников. И эти общие корни всячески сближает нас друг с другом.

Мы также знаем, что вы используете при богослужении книги, которые выпускает наше издательство в городе Новозыбкове, что свидетельствует о том, что доверие между нами не исчезло, а, следовательно, есть надежда, что мы вновь будем вместе, так же, как были вместе наши общие предки.

Вот я, Патриарх Русской Древлеправославной Церкви, обращаюсь к вам, дорогие отцы и братия, со словами любви и мира во Христе, призывая не уничижать нашу любовь, но собраться вместе и рассудить о нашей с вами вере. Чтобы с Божией помощью разрушилась учиненная диаволом между нами преграда и все мы вновь, едиными усты и единым сердцем, стали бы славить и воспевать пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веком, аминь!


[1] Отец Павел Тульский скончался в 1862 году. О том, что его признавали и почитали уральские часовенные зри - Ф.А. Малиновцев. Два путешествия на Восток часовеннаго безпоповца Ф.А. Малиновцева. М. 1910. С. 3.

[2] Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 - 1916гг.) // Беглопоповщина.

 

 

АЛЕКСАНДР, Божией милостью Древлеправославный

Патриарх Московский и всея Руси

 

Град Москва

9 (22) мая 2009 года

На память иже во святых отца нашего Николы,

Архиепископа Мир-Ликийских, Чудотворца


Сегодня  (22.05.2009г.) данное послание было отправлено в общины часовенных христиан в Красноярском крае с их представителем. Но поскольку чувства и пожелания, выраженные в послании, относятся не только к часовенным Красноярского края, но и вообще ко всем часовенным христианам, то мы решили опубликовать данное послание, как обращение вообще ко всем нашим братьям, именующим себя часовенными.

 

 
 

 
Hosted by uCoz