ПОСЛАНИЕ

АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ КО ВСЕМ ВОЗЛЮБЛЕННЫМ О ХРИСТЕ ЧАДАМ ЦЕРКОВНЫМ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ СО ВСЯКИМ ЗЕМНЫМ НАЧАЛЬСТВОМ И ВЛАСТЬЮ

 

«Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу»

(Матф.22:21)

 

В отношениях с государственной властью мы не полагаем ничего нового, кроме преданного нам Самим Господом нашим Исусом Христом, Его святыми апостолами и их преемниками – святыми Отцами. Ибо, как в любом вопросе, так и в этом, единственным возможным для нас – христиан мерилом является Слово Божие - Священное Писание, истолкованное святыми и богомудрыми отцами и учителями Святой Христовой Церкви. Как сказано: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). Именно по Слову Божию будет судима всякая плоть человеча: «Не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день» (Иоан.12:48). И посему, именно к Слову Божьему, изреченному чрез верховных Христовых апостолов: Петра и Павла, обратим мы прилежно свой слух: «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия... Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» (1 Пет. 2, 13-15, 17).  «Всяка душа властем предержащим да повинуется. Несть бо власть, аще не от Бога. Сущия же власти от Бога учинены суть». «Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые» (Рим. 13, 1-6).

Как кажется, все вполне ясно в сем апостольском учении, однако, именно эти слова Писания привели к множеству словопрений меж людьми. Причина разномыслия в том, что читающие полагают в основу понимания Священного Писания собственное рассуждение, личный субъективный опыт и представления об окружающем их мире. Но не такова Церковь Христова, в Церкви нет места разномыслию в вопросах вероучения, ибо все вполне и давно определено святыми церковными учителями, поэтому именно к ним мы обратим внимание ума нашего, дабы уяснить истинный разум апостольских словес.

Разъясняя сие апостольские учение, премудрый отец и учитель Церкви преподобный Исидор Пелусеот, в послании некому Дионисию, пишет: «Писал ты: что значит несть бо власть, аще не от Бога? — и спрашивал: неужели каждый начальник поставляется Богом? Скажу на сие (и не прогневайся на меня, ибо скажу не нечто пустое): мне кажется, что ты или не читал Павловых изречений, или же не понял их. Апостол Павел не сказал: несть начальник, аще не от Бога, но рассуждал о самом начальствовании, говоря: несть власть, аще не от Бога.

То самое, что у людей есть начальства, и одни начальствуют, другие живут под начальством, происходит не просто и не случайно, чтобы народы, подобно волнам, увлекались туда и сюда, но, по словам св. Павла, это есть дело Божией премудрости. Поскольку равноправие обыкновенно возжигает войну, то Бог не попустил быть народоправлению, но установил царскую власть, а потом за нею и многие начальства. Какие же, спросишь? Начальника и подначального, мужа и жену, отца и сына, старца и юношу, господина и раба, учителя и ученика.

Даже и у бессловесных животных можно видеть подобное. Поручители в этом — пчелы, которые подчинены царской власти, журавли и стада диких овец. Если же посмотришь и на море, то и оно окажется не лишенным сего благочиния. И там многие породы рыб имеют одного правителя и вождя, посему осуществляют дальние переселения. Ибо безначалие везде всего ужаснее и бывает причиною замешательства и беспорядка. Посему, и в теле, хотя оно есть нечто единое, не все имеет равное достоинство, но одни члены начальствуют, а другие подначальны. Потому мы вправе сказать, что самое дело, разумею власть, то есть начальство и власть царская, установлены Богом, чтобы общество не пришло в неустройство.

Но если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев» (Кн.2. П. 6).

Вторит преподобному Исидору и блаженный Феофилакт Болгарский. Разъясняя верным слова святого апостола и камня веры Петра, святой пишет: «Человеческим созданием называет начальников, поставленных царями, и даже самих царей, поколику и они избираются или поставляются людьми, А писание называет иногда созданием и установление, как, например, в следующем месте: «дабы из двух создать одного нового человека» (Ефес. 2, 15). Итак, говорит, будьте покорны мирским начальникам, но будьте покорны для Господа, как Господь заповедал. Что же Господь заповедал? «Отдавайте Кесарево Кесарю, а Божие Богу» (Матф. 22, 21). Посему, если они приказывают что-либо противное установлению Божию, им не должно повиноваться. Так заповедовал Христос; то же заповедывает теперь и ученик Его. Это для того, чтобы язычники не могли говорить, будто Христианство привносит ниспровержение жизни (гражданской), будто в нем причина неурядицы и возмущения. «Господа ради» - делает это прибавление и для верных. Некоторые из них могли сказать: сам же апостол обещает нам Царство Небесное, и чрез то приписывает нам великое достоинство. Зачем же опять унижает нас, подчиняя нас мирским начальникам? Итак, если кто-нибудь скажет это, тот пусть знает, говорит, что эта заповедь не от меня собственно, но от самого Господа. Сам апостол Петр и указал, которым и каким начальникам должно повиноваться, именно тем, которые воздают должное. Прибавляет и причину: во-первых, такова воля Божия; во-вторых, наша покорность начальникам доказывает наше благоповедение и, сверх сего, посрамляет неверных. Ибо когда они злословят нас как гордых, а видят, что мы смиренны и, в чем следует, покорны, то чрез это более пристыжаются… Будьте покорны, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Не только начальников, но и всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Яко свободни. Слова эти Иоанн Златоуст объясняет так: «дабы не сказали: мы освободились от мира, стали гражданами неба; зачем опять подчиняешь нас начальникам и велишь повиноваться им? для сего и говорит: покоряйтесь как свободные, т. е. как верующие в Освободившего вас, и однако ж Заповедавшего подчинение. Ибо этим вы покажете, что свободу, по которой отказываетесь от покорности, вы не употребляете для прикрытия намеренной злобы, т. е. непокорности и непослушания». Можно об этом выражении (яко свободни) сказать нечто и в другом смысле. Свободен в Господе тот, кто не подчиняется ничему безнравственному. Жить лицемерно свойственно не свободному, а тому, кто в рабстве у страстей, например, предан человекоугодливости или иной какой-либо постыдной страсти. А рабы Божии должны быть далеки и чужды страстей. Почему ныне заповедует оказывать подчинение властям добродушное и искреннее, без неприязни к ним и как бы по принуждению, не питая в сердце злобы, не прикидываясь искренними и простыми, оказывать повиновение не наружно только, а с расположением сердечным. Не яко прикровение имуще злобы свободу. Это кратко может быть выражено так: наружно представляясь простыми и искренними, как бы под прикрытием свободы, а при испытании оказываясь страшными и совсем другими, чем каковы по наружности… Богу, говорит, воздавайте страх, а царю честь. Если же должно иметь страх пред Богом, могущим погубить и душу и тело (Матф. 10, 28), то мы не должны повиноваться царям, когда они приказывают нам что-либо безнравственное. Ибо страх Божий умеет побеждать и почтение к царям, а когда принуждают его к худому, то он даже и лишает их чести, по словам святого: «уничижен пред ним лукавнующий» (Псал. 14, 4)».

А вот, что о светской власти пишет святитель Христов Иоанн Златоуст: «Не перечисляя в частности всех благодеяний, какими государства обязаны своим правительствам, как то: благочиние, мир и другие услуги, происходящие от военных властей и от заведующих общественными делами, (апостол) на все это приводит одно следующее доказательство. Платя дань правительству, говорит он, этим самым ты свидетельствуешь, что оно благодетельствует тебе. Заметь мудрость и благоразумие блаженного Павла. То, что признавалось тягостным и обременительным, то есть налоги, он обращает в доказательство попечительности властей. За что, спрашивает он, мы даем царю дани? Не за то ли, что он заботится о нас, и не даем ли мы эту награду правителю за его попечение? Конечно, мы не стали бы платить даней, если бы заранее не знали, что покровительство начальства будет для нас полезно; потому издревле с общего согласия всеми принято, чтобы правители содержались на наш счет, потому что они, оставив собственные дела, заботятся о делах общественных и все свое время тратят на то чтобы наша собственность была неприкосновенна»[1].

Таково учение апостолов. Таково учение святых отцов. Таково учение Церкви Христовой.

В Писании сказано: «При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово» (2Кор.13:1), - таким образом, мы привели более чем достаточное количество свидетелей и свидетельств, которых вполне хватит всякому искреннему христианскому сердцу для уразумения учения Церкви по данному вопросу.

Итак, вслед за святыми мужами, мы свидетельствуем, что власть - есть установление Божие, ибо по причине того, что «равенство часто доводит до ссор, то Бог установил многие виды власти и подчинения, как-то: между мужем и женою, между сыном и отцом, между старцем и юношею, рабом и свободным, между начальником и подчиненным, между учителем и учеником… А безначалие везде есть зло, и бывает причиной беспорядка». «Ведь начальники нимало содействуют нам в устройстве настоящей жизни тем, что действуют оружием, отражают неприятелей, усмиряют крамольников в городах, разрешают всякие ссоры. Не говори мне, что иной употребляет власть во зло, но обрати внимание на благочинность строя и увидишь великую мудрость у того, кто в начале узаконил это»[2].

Свидетельствуем также, что Бог, установивший в мире неравенство и подчиненность меньших большим, требует от христиан добровольного и покорного подчинения начальствующим в государстве, на работе, в семье. Однако подчинение должно быть не вообще всякому указанию начальствующего, но с исследованием, соизмерением распоряжения начальствующего с Божественным Евангелием. Поскольку, «когда ты слышишь: "отдавайте кесарево кесарю", разумей под этим только то, что нисколько не вредит благочестию; все противное благочестию не есть уже дань кесарю, но дань и оброк дьяволу»[3]. Итак, не взирая на лицо начальствующего, но всякому из них, хоть верному, хоть неверному, мы должны подчиняться во всем, что не противно христианской вере и благочестию. Ибо если даже начальствующий и не христианин, но руководствуется в делах своих и распоряжениях нравственностью, справедливостью и честностью, то во всем этом добром он, по слову Писания, несомненно, Божий слуга и подчиняясь ему, мы подчиняемся через него Самому Богу. Но если кто из начальствующих, хоть верный, хоть неверный, восстает против какой-либо добродетели и принуждает нас нарушить хоть и малую какую из заповедей Божиих, такому велению мы должны противостать решительно и твердо, с дерзновением отвечая на его безнравственный приказ словами святых апостолов:  «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян.5:29). Ибо лишь ради воли и веления Божьего мы должны подчиняться земным начальникам и лишь во всем том, в чем они сами подчиняются воле Божьей, следовательно, никак не может быть для нас воля человеческая значительнее воли Божией.

Даже и в самой нашей недавней истории мы обретаем примеры того, как христиане пренебрегали нечестивой волей земных владык, желая следовать воле Владыки Небесного. Когда мнящие себя православными русские цари оказали поддержку вероломным реформам патриарха Никона, а на всех противоставших беззаконию обнажили меч, предки наши предпочли оставить любимую ими Отчизну, где вера православная подверглась поруганию и бежать в пределы иных государств, где на духовную их свободу не было никаких посягательств. Как сказано в Писании: «Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой» (Матф.10:23). И они бежали, подобно Учителю Своему Христу, который Сам был беглецом в земле Египетской[4]. Бежали в Литву и Польшу. Бежали в Австрию и Пруссию. Бежали в Турцию и Египет. И далее, туда, где Бог укрывал их от рук гонителей. И там, на чужбине, отцы наши созидали оплоты Христианской веры, наследием которых мы до сих пор с благодарностью пользуемся.

Далее, мы также свидетельствуем, что, несмотря на то, что сама власть - установление Божие, тем не менее, не все лица обличенные властью являются богопоставленными и богоугодными, но бывают и богопопущенные, ибо «если какой злодей захватил сию власть беззаконно, то не утверждаем, что он поставлен Богом, но говорим, что попущено ему или изблевать все свое лукавство, как Фараону, и в таком случае понести крайнее наказание, или уцеломудрить тех, для кого нужна и жестокость, как царь вавилонский уцеломудрил Иудеев» (прп. Исидор Пелусиот). То есть нечестивый начальник непременно ответит за свое нечестие, однако некоторое время он бывает терпим Богом, являясь в Божественной Деснице орудием наказания непослушных, развращенных и жестокосердых людей. И от поведения людей, от их отношения к Божьему Закону зависит, как управит сердце начальствующего Господь, как сказано: «Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Прит.21:1). «Если благоволит Бог, то дает начальников, почитающих справедливость... Но, чтобы вразумить погрешающих, попускает Бог начальствовать и злым начальникам» (св. Феодорит Кирский). И этим злым начальникам мы должны повиноваться во всем, что не противно христианскому благочестию, признавая за ними само право начальствования и молиться об их вразумлении, исправлении и спасении их душ.

Этому нас также поучают своим примером наши благочестивые предки, которые, с одной стороны, указывали земным властям (еретикам и гонителям) на их несправедливости, но, с другой стороны, признавали их власть над собой и молились о них, чтобы дал им Господь покаяния и в сердцах их возглаголал благая о Церкви Своей святей.

Так, например, когда царь русский Алексей Михайлович оказал всяческое покровительство вероломному собору новолюбцев 1666 года,  то с печалью в сердце отцы засвидетельствовали об этом соборе и государе: «Московский собор сей, иже бысть при царе Алексии, не подобен святым онем собором праведным, но подобен есть всячески по делом своим злым оным еретическим лукавым соборищем мучительским, иже при царе Анастасии и при царе Кон­стантине Копрониме быша греческих, и прочим таковым, и собором его святым не подобает нарицати право­верным христианом нам, но сонмище сатанино и христианоубийственное» (диакон Феодор Иванов. Послание о соборе 1666 года).

Но хоть и уподобился царь Алексей древним греческим царям-еретикам, однако не отринули его государственную власть защитники древлего благочестия, продолжая молиться о нем и послушание к нему свое, как подданных, свидетельствовать в посланиях и челобитных своих.

Так в 1667 году, то есть, уже после Большого Московского собора, утвердившего Никонову реформу и иные различные заблуждения, преподобные соловецкие иноки, к царю-еретеку и гонителю Алексею Михайловичу в челобитной своей обращались так: «От Небеснаго Царя во царех помазанному всея вселенныя великому государю нашему царю и великому князю Алексею Михайловичю, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, бьют челом нищии твои государевы богомольцы – Соловецкаго монастыря келарь старец Азарей, да казначей старец Геронтей, и священницы, и диаконы, и соборные чернцы, и вся рядовая братия, и служки и трудники все» (5-я Соловецкая Челобитная).

В 1668 году исповедник Христов священноиерей Лазарь в челобитной своей к царю писал: «Благочестивый государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, имаши власть Божию. Сего ради божест­венная сотворяти смеши... И Бог мира да будет с тобою и защитит тя крестом своим от всякаго прилога супротивнаго, види­мых и невидимых враг, во веки, аминь».

Подобно священноиерею Лазарю и инок-мученик Авраамий в своих вопросах-ответах в 1670 году засвидетельствовал о своем отношении к царю-вероотступнику: «Ему всесилному Богу посиле моей молюся о здравии государьском, и о спасении и утвержении царства его».

Сказав о временах близких, укажем на времена древние, времена святых пророков, ибо более всех исторических примеров сияет в истории Церковной служба пророка Божьего Даниила, вкупе с благочестивыми тремя отроками, при дворе царя Вавилонского Навуходоносора. За бесчинства Бог отдал народ Свой Израиль под власть царя Навуходоносора. Царь Вавилонский абсолютно разорил Ветхозаветную Церковь - «сжег дом Господень» (4Цар.25:9), «и все сосуды дома Божия, большие и малые, и сокровища дома Господня… все принес он в Вавилон» (2Пар.36:18) «и положил их в капище своем в Вавилоне» (2Пар.36:7), «Сераию первосвященника и Цефанию, второго священника, и трех сторожей порога… поразил их царь Вавилонский и умертвил их в Ривле, в земле Емаф» (Иер.52:24-27). И даже такому гонителю и разрушителю Церкви верные Богу сыны подчинились в делах градских (гражданских) и даже совершали высокое государственное служение, как, например, праведники «из сынов Иудиных Даниил, Анания, Мисаил и Азария» (Дан.1:6). «И царь говорил с ними, и из всех не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем» (Дан.1:19). И их пример особенно показателен, ибо с одной стороны, пророк Даниил, обращаясь к царю Навуходоносору, говорит: «Ты, царь, царь царей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу» (Дан. 2:37), но с другой стороны Даниил настолько соблюдал в плену закон веры, что чурался даже и пищей со стола правителя-язычника: «Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему. Бог даровал Даниилу милость и благорасположение начальника евнухов» (Дан.1:8,9). А когда царь-язычник простер руку свою не только на имущество и тела рабов Божьих, но покусился на саму веру их, то праведники открыто, решительно и бесстрашно противостали религиозной тирании богоборца и оказали ему гражданское неповиновение, не испугавшись даже и смерти: «Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю. Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь? И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору… Бог наш, Которому мы служим, силен спасти нас от печи, раскаленной огнем, и от руки твоей, царь, избавит. Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся» (Дан.3:13-18). Так отвечать должен и всякий христианин любому начальнику, покушающемуся на нашу святую веру.

На примере жизни святого пророка Даниила и святых отроков, мы видим, что для христиан единственное значение имеет воля Божия, однако это не значит, что христиане и вовсе должны быть вне общественной и политической жизни стран, в которых проживают. Нет, напротив, коль скоро Божьим слугой может быть всякий поступающий по правде начальник, даже и не принадлежащий числу верных, то, тем более, Божьим слугой может быть православный христианин, несущий на себе бремя власти. Из истории Церкви, как Ветхозаветной, так и Новозаветной, мы знаем множество примеров, когда чада Божии состояли на службе у неверных владык земли, и это их служение не препятствовало их добродетельной жизни. Таковым был Иосиф при дворе Египетского фараона и пророк Даниил на службе у царя Вавилонского Навуходоносора, св. Георгий Победоносец начальствовал над войском императора языческого Рима, а св. Иоанн Дамаскин был министром в арабском халифате. И все они не только сохраняли веру, но и жизнью своей пробуждали в сердцах язычников уважение к Истинному Богу, исполняя Христово повеление:  «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Матф.5:16). Их примеру должен следовать каждый христианин, взявший на себя бремя начальствования.

Итак, если христианин может быть главой семьи, то несомненно, что он может быть и главой государства, если для этого ему не потребуется преступить Божественный закон. Однако и сие есть не повеление, но позволение, поскольку сказано о христианах: «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр.13:14), о котором Сам Христос сказал: «Царство Мое не от мира сего» (Иоан.18:36).

Деление человечества на народы, племена и языки совершил, безусловно, Господь, но сие было не наградой человечеству, а наказанием за дерзость, явленную в Вавилонском столпотворении, когда опьяненные гордыней люди желали уровняться славой с Богом, посредством научно-технического прогресса, забыв, что разум, способность к познанию и творчеству Богом же и даны, а не являются личной заслугой и достижением человечества: «На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле» (Быт.11:1-9). Поэтому и сказано в Писании о Боге, что от Него «именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф. 3, 15), ибо Его воля была разделить человечество на народы и даровать каждому свое отечество.

Но то было наказание, от которого пришел избавить нас и избавил Спаситель наш и Бог Исус Христос. Ибо изначальная воля Его была в том, чтобы не было среди людей разделений, но было абсолютное братство, которое и устрояет на земле вера Христова, в которой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол.3:11).

Об этом же Церковь засвидетельствовала и в Символе Православной Веры – веруем «во единую святую соборную и апостольскую Церковь». Соборной именуется Церковь, «яко она всех верных везде во всем мире, и в коемждо веце сущих объемлет, и в себе держит» (Большой Катехизис. Гл. 25. Л.119). Поэтому  все православные христиане без различия национальности и места жительства  – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; [некогда] непомилованные, а ныне помилованы» (1Пет.2:9,10).

Пришельцами и странниками в этом мире называет нас Писание, подчеркивая, что преимущественно о Небесной Стране должны быть все наши помышления: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу» (1Пет.2:11).

Вторит святому Апостолу великий учитель Церкви св. Григорий Богослов, говоря о христианах: «У всех высоких, о человек! одно отечество — горний Иерусалим, в котором сокрыто житие наше. У всех один род, и если угодно смотреть на дольнее,  — это персть (прах земной), а если на высшее, — это дыхание, которого стали мы причастниками, которое заповедано нам хранить, и с которым должно предстать на суд и дать отчет в соблюдении горняго нашего благородства и образа. Поэтому всякий благороден, кто соблюл это дыхание добродетелью и стремлением к Первообразу, и всякий не благороден, кто осквернил оное пороком и принял на себя чуждый образ — образ змия. Дольние же сии отечества и породы суть только забава привременной нашей жизни и лицедейства. Ибо и отечеством именуется то, что каждый предвосхитил или насилием, или собственным бедствием, и где все одинаково странники и пришельцы, сколько бы мы ни играли названиями»[5].

Но неужели мы должны быть совершенно безразличны к стране, в которой живем, к судьбе народа, которому принадлежим по плотскому своему рождению? Никак! Ибо сказано: «заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер.29:7). Пример великой любви к своему родному по крови народу явил святой апостол Павел: «Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим.9:1-3). Заметим, что Апостол проявляет заботу не о телесном благополучии или политическом могуществе родного ему по плоти народа, но об его спасении, через обретение веры Христовой. И ради этого он готов был сам лишиться спасения, так велика была его любовь.

Следуя сим Божественным словесам и примерам, Церковь Христова ежедневно возносит Богу молитву «о граде сем и о всяком граде и странах и о еже верою живущих в них».

Но коль скоро христианин должен заботиться о всяком вообще городе и стране, где определил ему жить Господь, то тем более, он должен иметь попечение о такой стране, которая преимущественно расположена к принятию слова Божьего. И одной из таковых стран, и даже более всех, вне всякого сомнения, является Россия, ибо на протяжении многих веков весь русский народ был объединен, спаян воедино светом Христовой веры, Истиной святого Православия. И хоть дьяволу еще в XVII веке, чрез церковный раскол, удалось сокрушить духовное единство русского народа, реформами нечестивого императора Петра идейно-политически и культурно раздробить его, а затем, в веке ХХ-м, и вовсе увлечь в след чужих богов, тем не менее, сама история русского народа, его историческая память, неизменно свидетельствует о том великом пути, который оставлен в небрежении. Но коль известен путь, значит, есть возможность и вернуться на него, несмотря на все понесенные потери, несмотря на все полученные раны, ибо силен Бог воскрешать даже и мертвых, как сказано «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:9).

И хотя народ русский, к великому сожалению, переживает сейчас время нравственного и духовного упадка, но он все еще может вернуться к вере своих благочестивых предков и вновь стать светильником миру всему, о чем мы все и Бога молим, восклицая: «слава Ти Господи, яко премногия ради благости Твоея Русскую страну нашу назираеши»[6], - и к Пречистой Матери Его Пресвятой Госпоже Богородице взываем: «Владычице благая, миру державная помощнице, укрепи нас на враги, якоже кроткаго Давыда. И якоже древле спасла еси царскии град от нахождения иноплеменных, тако и ныне спаси страну Русскую от нахождения вражия, и от междоусобныя рати, от глада же и труса, и от смертоносныя язвы. Ты бо еси богоневесто всем верным покров и спасение»[7].

И о том также молимся, чтобы Господь, ведомыми Ему путями, устроил так, чтобы добродетель Его чад явилась бы примером и предметом стремлений для всех народов, живущих средь духовно тогда воскресшего и обновившегося народа русского. Поскольку всех нам надлежит обращать в веру Христову, но не насилием, а словом Божиим, которое «живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12).  Подспорьем слову должна быть наша жизнь по заповедям Божиим и молитва за всех людей, дабы на всех свершилось сказанное Господом: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь» (Иоан.10:16). Именно поэтому христиане должны «провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1Пет.2:12).

Но возможно ли сие в наши горькоплачевные времена, когда кажется, что совершенно сбылись апокалипсические пророчества? Безусловно, возможно, ибо «у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь исполнением обетования… но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:8,9), поскольку «бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся» (Лук.15:10), и когда умножается грех, преизобилует благодать Божия (Рим.5:20).

И если Господь пощадил древних ниневитян, покаявшихся в грехах своих, то несомненно может отвратить гнев Свой и от народа русского, украсив его вновь древлим благочестием, непорочной святоотеческой верой.

Будет ли сие? Не знаем. Только Бог  знает, ибо все сие в Его власти, как сказано: «Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж» (Пс.126:1). Наше же христианское дело - не гадать о том, не испытывать судьбы Божии, но поступать по Божественной правде и молиться о гибнущем человечестве, дабы и на нас сбылись слова Писания: «И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ион.3:10).

«Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веком. Аминь» (1Тим.1:17).

 

 

Град Москва.

Лета 7520-го декабря месяца 12-го дня.

В неделю святых праотец и на память

святителя и чудотворца Спиридона Тримифийскаго и

святителя Александра, епископа Иеросалимскаго

 

Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСАНДР

 

Епископ Сибирский СЕРГИЙ

 

Епископ Нижневолжский САВИН

 

Священноиерей и представитель

Преосвященного Иакова, епископа

Сионского и Западноевропейского

ГЕОРГИЙ (НОВИКОВ)

 

Епископ Верхневолжский ВАСИЛИЙ

 

Епископ Украинский НИКОЛА

 


 

[1] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.9. Кн.2. Беседа 23: О повиновении. Спб., 1903. С.777.

[2] Там же. С.778.

[3] Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т.7. Кн.2. СПб., 1901г. С. 712.

[4] «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода» (Матф.2:13-15)

[5] Св. Григорий Богослов. Творения. Т. 1. Слово 33. Против ариан и о самом себе. СПб.: Сойкин, 1912. С. 488.

[6] Из икоса канона празднику Ризоположения, 10 июля.

[7] Литейная стихера от службы празднику явления Тихвинской иконы Прессвятой Богородицы, 26 июня.

 

 
 

 
Hosted by uCoz